Найти тему

Буллинг в школе: почему приемные дети чаще других становятся жертвами травли

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

По статистике детского омбудсмена Анны Кузнецовой, количество полученных жалоб на травлю учеников со стороны других учащихся и учителей от несовершеннолетних за год выросло на 14,5%. Как показывает практика, чаще всего травле подвержены дети из приемных семей.

По секрету всему свету

«Три года мы бились за то, чтобы ребенка признали в школе, — рассказала приемная мама Елена Фролова. — Ребенок пришел в семью в девять с половиной лет. Пошел в третий класс. Там он столкнулся с тем же самым мальчиком, с которым у него до этого был конфликт во дворе. Это было начало травли. Стали поступать постоянные жалобы на сына со стороны родителей: якобы он дерется, проявляет агрессию, матерится. На родительском собрании я пыталась объяснить взрослым, что нужно набраться терпения, что ему пока трудно адаптироваться. И пояснила, что дети появляются в детских домах из-за нас, взрослых. Это мы позволяем им оказаться в таких учреждениях. После этого наступило небольшое затишье до тех пор, пока после четвертого класса ребенок не перешел в кадетский класс».

Практически в каждой приемной семье есть такие истории, когда дети в новом коллективе оказывались объектом насмешек и издевательств со стороны сверстников. При этом взрослые (педагоги, школьные психологи и родители) часто обвиняют во всем самих пострадавших от буллинга.

«Мой сын очень болезненно реагирует на любое проявление агрессии и несправедливости в свой адрес. Да, он может вспылить, побить обидчика. Но 12-летнему ребенку трудно объяснить, что нужно приспосабливаться и бороться с травлей по-другому, а не только кулаками. В то же время сын никогда не жаловался мне, и про конфликты я узнавала только от родителей или его сверстников», — подчеркнула Елена Фролова.

«Я своему сыну время от времени стараюсь напоминать: так как мы с тобой такая необычная семья, то и к нам всегда пристальное внимание, — поделилась одна из приемных мам. — Поэтому я ему говорю: ты должен вести себя просто безупречно. То, что смогут простить и не заметят в поведении другого ребенка, в нашем с тобой случае будут всегда говорить: потому что ты из детского дома. Я ему постоянно говорю, что ты должен быть лучше них: учиться, вести себя и быть выше всех на голову».

Фото: Flickr.com/ Colourful Life
Фото: Flickr.com/ Colourful Life

По словам Юлии Логиновой, ее сыну Саше пришлось сменить пять школ, прежде чем с учителем и детьми установились доверительные отношения и ребенка перестали травить. Хотя по закону тайна усыновления не должна нарушаться.

«Об усыновлении знал только классный руководитель, но, как говорится, по секрету всему свету, и через какое-то время весь класс уже был в курсе», — вспоминает Юлия Логинова.

По словам самого Саши Логинова, справиться с конфликтом можно лишь, если его избежать. Желательно, не общаться с провокаторами.

Многие приемные родители убедились на своей практике в том, что, несмотря на информационные кампании, общество еще агрессивно настроено по отношению к детям из сиротских учреждений и не хочет их принимать. Поэтому часто на таких детей сваливают все проблемы и конфликты в классе. Единственное, что помогает справиться с такой ситуацией, — неравнодушие и доброжелательность преподавателей.

«Во время классного часа я рассказала о детях, живущих в детских домах, — рассказала Елена Фролова. — Я объяснила, что у всех присутствующих в классе детей есть бабушка, мама, папа, и вы всегда знаете: даже если вы что-то сделали не так, вас все равно любят, пожалеют или похвалят. Не за хорошую успеваемость, а просто так. А в детском доме этого нет. Там ребенок никому не нужен, каким бы он ни был хорошим».

Мнение эксперта

«Часто так бывает, что приходящий в новую школу приемный ребенок, помимо того, что и так находится в стрессовой ситуации, будучи новеньким (а это для любого ребенка стресс), он еще имеет определенный багаж травм, которые влияют очень сильно на его поведение, — говорит Светлана Строганова, руководитель Клуба приемных семей благотворительного фонда «Арифметика добра». — Обычно такой ребенок постоянно напряжен. Бывает, что он не в состоянии устанавливать близкие и теплые отношения».

По словам эксперта, с каждым случаем нужно разбираться отдельно, а затем или корректировать поведение ребенка, или проводить беседы с преподавателями в школе. Все зависит от ситуации. Хотя часто бывают действительно несправедливые обвинения.

«Общество у нас так устроено: если в классе пропал кошелек и в этом классе есть приемный ребенок, то, скорее всего, в первую очередь подумают на него. Хоть это далеко не так, но такая ситуация, соответственно, накладывает отпечаток на поведение ребенка. Он начинает, защищаясь, проявлять агрессию. Тогда окружающие говорят: «Видите, как он реагирует, огрызается, значит, виноват он». Хотя любой человек в такой ситуации поступил бы точно так же», — пояснила Светлана Строганова.

По словам Строгановой, не всегда учителя идут на контакт, бывает, что они вообще не хотят участвовать в разборе конфликта.

«Хорошо, что далеко не все проявляют такое равнодушие. Некоторые преподаватели готовы работать, включаться, проявить понимание. Часто спрашивают, какую литературу стоит почитать. В этом случае мы рекомендуем книгу Людмилы Петрановской «В класс пришел приемный ребенок», — заключила специалист.

Больше новостей и статей – на сайте АСИ.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Если вам понравились наши материалы – ставьте лайк. Это очень важно для нас.