В следующие десять лет инвестиционный потенциал Узбекистана составит $65 млрд.
Узбекистан становится одним из самых перспективных, хотя пока и недооцененных направлений для инвестиций в регионе Центральной Азии.
Выиграют те инвесторы, которые успеют в течение ближайших двух лет использовать окно возможностей и занять наиболее привлекательные ниши.
Об этом свидетельствует данные доклада аналитиков компании BCG.
– В следующие десять лет инвестиционный потенциал Узбекистана составит $65 млрд., из которых на несырьевые отрасли придется до $20 млрд. Для инвесторов важно не упустить время – ведь уже через пару лет ожидаемый возврат на инвестиции снизится, хотя и останется привлекательным, – считает старший партнер и управляющий директор, председатель BCG Россия Владислав Бутенко.
О росте интереса со стороны инвесторов говорит недавний пример: в феврале 2019 года Узбекистан разместил первые 5-летние и 10-летние еврооблигации на общую сумму в $1 млрд. с переподпиской в четыре раза. В конечном итоге, заказы были распределены среди более чем 150 инвесторов Великобритании, Европы, Америки и Азии.
При этом, как отмечают аналитики компании, наибольшим инвестиционным потенциалом обладают нефтегазовая, химическая горнодобывающая сферы, сельское хозяйство и текстильная промышленность, а также перспективные направления – строительный, банковский, телекоммуникационный сектора и туризм.
– Если скорость изменений и готовность к изменениям останутся столь же высокими, как в предыдущие два года, страна сможет предложить инвесторам интересные возможности для долгосрочных вложений, – констатирует партнер и управляющий директор, глава BCG в Центрально-Азиатском и Каспийском регионах Рза Нуриев. – Так, за очень короткое время Узбекистан смог сделать скачок со 166-го на 76-е место в рейтинге Doing Business. Положительное влияние на развитие страны оказывает и быстрый рост экономик соседних Китая и Индии, а интеграция и более тесное взаимодействие внутри региона Центральной Азии создает дополнительный потенциал для всех составляющих его стран наряду с Узбекистаном.
Авторы доклада рекомендуют инвесторам сосредоточиться на пяти стратегических приоритетах, выявленных в ходе анализа динамики развития страны и историй успеха местных и международных инвесторов:
● выйти на рынок раньше, пока конкуренция во многих отраслях и сегментах еще невысока;
● использовать местные знания и опыт, используя формат СП и местные кадры;
● разработать адаптивную стратегию, для того, чтобы успевать ы на быстрые изменения;
● полагаться в большей степени на людей, чем на капитал, что означает сохранение зависимости страны степени от трудоинтенсивных отраслей на ближайшее десятилетие в отличие от стран, уже совершивших или совершающих переход к цифровизации;
● видеть в Узбекистане часть более обширной системы, что означает расширение возможностей за пределы одной страны. Например, Узбекистан может стать логистическим или телекоммуникационным хабом.
Авторы доклада в нем отмечают, долгое время Узбекистана не было на карте инвесторов, однако сейчас страна открывается для внешнего мира и предлагает инвестиционные возможности. В настоящий момент инвестиционный климат улучшается, что позволяет активнее привлекать новых инвесторов. «Потенциал Узбекистана базируется на прочных макроэкономических фундаментальных показателях. Это страна с сильным внутренним рынком, относительно молодой трудовой силой, богатыми природными ресурсами, сравнительно диверсифицированной экономикой и быстро развивающейся инфраструктурой. В целом Узбекистан обладает преимуществом макроэкономической стабильности, которая в сочетании с текущими реформами открывает возможности в различных секторах экономики, будь то финансовые услуги, строительство или туризм», следует из доклада. Опираясь на позитивную макроэкономическую ситуацию, страна осуществляет масштабные реформы, направленные на обеспечение дальнейшего роста и улучшение инвестиционного климата. За последние годы бизнес-климат Узбекистана существенно улучшился. Реформы, направленные на преодоление барьеров в области законодательства, налоговой и таможенной систем, осуществляются быстрыми темпами. Одной из самых значительных реформ стала валютная либерализация в сентябре 2017 года.
Улучшающиеся ключевые макроэкономические показатели
Узбекистан обладает всеми необходимыми характеристиками, чтобы стать привлекательным направлением для иностранных инвестиций. Благодаря большой численности населения и высоким темпам естественного прироста здесь сложился оживленный внутренний рынок для потребительских товаров. Страна богата и природными ресурсами, однако благодаря диверсифицированной экономике не зависит от них. И наконец, хорошее состояние инфраструктуры (железные дороги и автомагистрали) позволяет Узбекистану стать центром поставок и производства для соседних стран.
Крупный, растущий и ненасыщенный рынок с 33 млн. потребителей Узбекистана позволяет ей быть страной с самым много численным в Центральной Азии населением, что сопоставимо с Малайзией и Марокко. Население Узбекистана быстро растет (естественный прирост составляет 0,5 млн человек в год), республика занимает 15-е место среди 51 государства Азии по показателю абсолютного роста населения. Как ожидается, его численность достигнет 35 млн. к 2025 г. и 40 млн. к 2050 г., что будет способствовать увеличению емкости внутреннего рынка.
В 2012 и 2015 гг. Узбекистан уже был включен в список государств, добившихся наибольших улучшений инвестиционного климата. Страна продолжает масштабную программу реформ, часть из которых уже осуществлена в 2017–2018 гг.
Мнение инвесторов: финансовая и правовая среда – главный приоритет для реформ
В 2017–2018 гг. BCG провела серию интервью об инвестиционном климате Узбекистана с иностранными и местными инвесторами, представителями международных организаций, государственных предприятий и государственных агентств Узбекистана. Респонденты представляли обширный спектр отраслей. По результатам опроса были выявлены основные барьеры, устранение которых призвано существенно улучшить условия для бизнеса.
Ожидается, что в ближайшие 3-5 лет эти барьеры будут снижаться, хотя происходить это будет с разной скоростью. Одними из первых начаты реформы по облегчению движения капитала. Начиная с сентября 2017 года была разрешена конвертация валюты, сняты ограничения на перемещение капитала за пределы страны. Изменения в законодательстве позволили заложить основу для развития цифровых финансовых инструментов и исламского финансирования. Центральный банк Республики Узбекистан повысил ставку рефинансирования, банки перестали выполнять функции налогового контролера, и были сняты ограничения на обращение наличных денег. Более того, недавно был разрешен ограниченный оборот криптовалют. Все эти меры в сочетании с постепенным реформированием рынков капитала направлены на то, чтобы перевести никак не используемые накопления в инвестиции.
Первые крупные инвестиции в Узбекистан
За последние годы были заключены соглашения о прямых иностранных инвестициях на общую сумму $15 млрд., в том числе на $2,4 млрд. - в 2017 г. По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, на 1 января 2019 года в стране действовало 7560 компаний с иностранным участием. А в начале 2018 года портфель инвестиций включал более 300 проектов в различных отраслях общей стоимостью $9 млрд. Некоторые проекты стали примером успешных инвестиций в экономику республики: южнокорейская компания Evergreen Motors в ноябре 2017 году подписали меморандум, предусматривающий запуск массового производства коммерческих автомобилей Hyundai в Узбекистане. В ноябре 2018 года подписано инвестиционное соглашение и начато строительство. Общий бюджет проекта составляет $200 млн. Ожидается, что первую продукцию новый завод в Наманганской области выпустит уже в сентябре 2019 года.
Международные организации развития также стремятся восстановить или расширить свое присутствие в Узбекистане. Об этом свидетельствует возобновление деятельности в стране Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 2017 году. Всемирный банк также помогает экономическому развитию Узбекистана, поддерживая 16 проектов общей стоимостью $2 млрд. В январе 2018 года Совет исполнительных директоров Всемирного банка одобрил выделение дополнительного финансирования на проект по развитию агропромышленного комплекса Узбекистана для расширения доступа к внутренним и мировым рынкам и повышения производительности сельскохозяйственного сектора на основе займа на сумму $500 млн. от Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Новые инвестиционные возможности в различных секторах экономики
В условиях ускорения реформ инвестиционные возможности появляются у целого ряда секторов экономики. Мировые тенденции, такие как цифровая трансформация, рост доходов и трат населения, а также текущая демографическая траектория, создают значительный потенциал развития в относительно новых для Узбекистана отраслях.
Страна обладает большим потенциалом в нефтегазовой сфере, сельскохозяйственной отрасли, строительстве, энергетике, туризму и других отраслях.
Новые горизонты и потенциал быстрорастущих секторов
Международные агентства определяют финансовый сектор Узбекистана как «стабильный». Общий объем активов коммерческих банков Узбекистана в 2017 году вырос вдвое и составил 166 трлн. узбекских сумов (почти $25 млрд). В 2018 году этот показатель увеличился до 214 трлн сумов. По оценке агентства Moody’s, финансовый сектор Узбекистана можно считать «стабильным» благодаря быстрому экономическому росту, создающему благоприятные условия для узбекских банков. Внутренний частный долг равняется лишь 18% ВВП, проникновение банков остается низким, что создает большой потенциал для развития. Соотношение внутренних кредитов к частному сектору с ВВП составляет 26% в Азербайджане, 33% в Казахстане, 56% в России и в среднем 27% в наименее развитых странах мира. Как ожидается, темпы роста банковского сектора в среднем будут опережать темпы роста экономики, так как спрос на потребительские, ипотечные и другие виды кредитов и финансовых инструментов пока не удовлетворен.
В ближайшие годы экономика продолжит полагаться на банки как источник финансирования. На банковском секторе Узбекистана также отрицательно сказывается высокая концентрация крупных заемщиков, отмечают аналитики компании. На корпоративных заемщиков приходится около 80% общего объема кредитования крупных/ средних банков. В среднем 20 крупнейших непогашенных кредитов банка составляют более 200% его капитала. Однако доля розничных кредитов постепенно растет, что позволяет снизить связанные с высокой концентрацией риски. В настоящее время в финансовом секторе сохраняется высокий уровень государственного контроля. Трем крупным государственным банкам принадлежит примерно 56% всех активов и капитала всей банковской системы, тогда как частные коммерческие банки являются небольшими нишевыми игроками. Рынок кредитования сильно сегментирован. Государственные предприятия часто пользуются привилегиями в сфере кредитования, в особенности для получения валютных кредитов на очень льготных условиях, что снижает рентабельность банков.
В Узбекистане существует жесткое банковское регулирование. Центральный банк РУ осуществляет жесткий надзор за банками второго уровня, вводя более высокие требования, чем приняты в международной практике. Так, в 2018 году норматив достаточности регулятивного капитала (1-й и 2-й уровни) в банковском секторе составлял 12,5%. С 1 января 2019 года он был повышен до 13%.
В республике сейчас реализуется ряд реформ, которые обеспечат дальнейшее открытие финансового сектора для иностранных инвесторов. В 2018 года правительство объявило о возможной амнистии капитала, чтобы побудить компании и частных лиц переводить деньги, которые они сейчас хранят за рубежом, в местные банки и инвестировать в развитие страны. Эта мера потенциально может стать огромным стимулом для банковского сектора и хорошей основой для роста экономической активности. Однако требуются дополнительные реформы для того, чтобы завоевать доверие общества к банковской системе и позволить банкам работать в соответствии с лучшими мировыми практиками. В условиях реализуемых быстрыми темпами реформ иностранные инвесторы начинают испытывать интерес к банковскому сектору.
По данным Центрального банка Узбекистана, на 1 января 2019 года в стране работает 29 коммерческих банков, пять из них частично находятся в иностранной собственности. В 2017 году Turkish Ziraat Bank приобрел 50% «Узбекско-Турецкого Банка» (UT Bank) у «Агробанка» за $14 млн.. Народный банк Казахстана («Халык банк») в 2018 году открыл в Узбекистане дочерний Tenge Bank.
Узбекистане встал на путь легализации криптовалют, стремясь стать крупным игроком на этом рынке. Закон о платежах и электронных деньгах, регулирующий отношения в сфере электронных денег на территории Узбекистана, может заработать уже в 2019 году. Президент страны также призвал к активному развитию и продвижению бесконтактных платежей на основе расширения использования международных платежных систем.
Как достичь успеха в Узбекистане
Докладчики, отмечают, что уникальное сочетание возможностей и вызовов делает Узбекистан фронтирной экономикой, привлекательной для инвестиций. Если скорость изменений и готовность к изменениям останутся столь же высокими, как в последние два года, страна сможет предложить инвесторам прекрасные возможности.
Несмотря на сложности, иностранные инвесторы могут достичь успеха в Узбекистане, сфокусировавшись на пяти стратегических приоритетах, выявленных в ходе анализа динамики развития страны и историй успеха местных и международных инвесторов.
Пять стратегических принципов успеха для инвесторов
Прийти на рынок раньше
Как и многие другие фронтирные рынки, Узбекистан предлагает высокий уровень прибыли на производимые инвестиции. В настоящее время остается множество не освоенных инвесторами сегментов. Из-за фрагментированности рынка Узбекистана конкуренция идет не между отдельными компаниями, а между целыми категориями игроков. Это можно наблюдать, например, в секторе розницы. В стране медленно открываются сети супермаркетов, однако пока большая часть продаж, особенно за пределами основных городских территорий, приходится на традиционные рынки, а не на организованную торговлю. Сетям супермаркетов необходимо переориентировать покупателей в сторону
более современных форматов розницы. Так, «Корзинка», созданная в 1996 году, сеть супермаркетов, была первопроходцем в этом сегменте и сейчас входит в число его крупнейших игроков. Компания постепенно открывает магазины в сельских районах, чтобы стать первым брендом в этих регионах и, таким образом, воспользоваться выгодами, предлагаемыми ростом рынка современного ретейла. В ближайшие годы во многих сегментах конкуренция будет низкой.
Задействовать местные знания и опыт
В стране работает несколько успешных местных компаний, созданных в последние десятилетия, однако нехватка средств не позволяет им наращивать масштабы бизнеса. Рассматривая возможности в Узбекистане, инвесторы должны помнить о том, что они могут не только купить активы, но и задействовать имею щиеся в стране человеческие ресурсы. По этой причине многие инвесторы предпочитают выходить на рынок в формате совместных предприятий с местными компаниями. Структура СП позволяет им использовать знания, опыт и связи местных компаний, что в Узбекистане может стать ключом к успеху. Стране необходимо развивать свое корпоративное законодательство, чтобы стимулировать создание большего количества совместных предприятий.
Разработать адаптивную стратегию
В последний год Узбекистан развивался беспрецедентными темпами, поэтому инвесторам необходимо внимательно отслеживать недавние изменения. Это особенно актуально в регуляторной и правовой сферах. Инвесторы должны быть в курсе реформ и новых законов, чтобы соблюдать все требования в постоянно меняющихся условиях. Для достижения успеха в Узбекистане инвесторам следует быть гибкими, подвижными и применять адаптивные стратегии, чтобы своевременно выявлять привлекательные сектора и новые тенденции в сфере потребления.
Полагаться больше на людей, чем на капитал
Ввиду низкой стоимости рабочей силы трудоинтенсивные компании могут быть более привлекательными, чем компании с полностью автоматизированным производством. Хотя Узбекистан, вероятно, повторит траекторию других развивающихся стран с их кардинальным переходом к более цифровому обществу, в ближайшее десятилетие все же сохранится значительная зависимость страны от трудоинтенсивных отраслей. Этот фактор необходимо учитывать при выборе отрасли для инвестиций, бизнес-модели и стратегии. Это особенно верно в силу того, что узбекская культура базируется на налаживании связей и пока еще не совместима с полностью автоматизированными бизнес-моделями. Так, например, у банка будет больше шансов на успех, если он откроет отделения, где менеджеры будут работать с физическими лицами и малым и средним бизнесом, а не станет ограничивать свое присутствие лишь банкоматами и цифровыми каналами.
Рассматривать Узбекистан как часть более обширной системы
Возможности открываются не только на большом и растущем внутреннем рынке, но и в соседних странах. Республика обладает потенциалом для того, чтобы стать производственным и/или логистическим узлом в Центральной Азии, которая сама по себе является динамичным и привлекательным развивающимся регионом. Благодаря своему стратегическому местоположению Узбекистан может в ближайшие 3-5 лет стать региональным логистическим хабом для Центральной Азии, если продолжит развитие инфраструктуры.
Новые инвестиционные возможности
На данный момент Узбекистан редко рассматривается в качестве направления для капиталовложений, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну существенно ниже, чем в сравнимых экономиках. Однако есть инвесторы, уверенные в большом потенциале Узбекистана, и они уже инвестируют в республику.
Сегодня здесь работает более 7500 компаний с иностранным капиталом.
Узбекистану еще предстоит минимизировать ряд рисков, которые могут сказаться на текущей позитивной траектории изменений. Так, демографическая динамика требует от Узбекистана увеличения количества рабочих мест для трудоустройства растущего населения. Кроме того, необходимо, не теряя беспрецедентного темпа преобразований, обеспечить и высокое качество процесса законотворчества, и его предсказуемость для владельцев бизнеса. Необходимо ускорить реформы в сфере коммунальных услуг для устранения неопределенности.