Найти тему
sevprostor

Как поднять мачту без крана при помощи простой доски

Долгое время меня очень пугал вопрос о том, как же ставить мачту без крана. Ну, сами понимаете — когда ты это делаешь собственными силами, то велика вероятность в процессе ее уронить и поломать кучу всего вокруг, заодно лишившись и мачты. Но люди мне говорили, что, мол, фигня, все делается легко и совсем не так страшно, как кажется. В интернете мне показывали различные ролики с хитрыми приспособами, и я в итоге даже поучаствовал в подъеме мачты на одной маленькой лодке из нашего клуба.

Мачта лежит на исходной позиции
Мачта лежит на исходной позиции

Вообще, существует всего пара способов выполнения данной операции с небольшими вариациями. Лежащую мачту либо тянут вперед за стаксель-фал, либо поднимают ее на небольшой А-образной стойке, установленной на палубе, и вводят ее в пяртнерс. Вторым способом я не особо интересовался, так как у нас мачта стоит прямо на крыше рубки. Нам идеально подходил первый и наиболее распространенный способ.

Примерно так это должно выглядеть
Примерно так это должно выглядеть

Именно так ставили мачту наши товарищи на своей лодочке, которая была лишь немногим меньше нашего ИФа. Мы как раз приехали в клуб заниматься своими делами, но увидели, как 3 человека корячатся на яхте, пытаясь водрузить на нее мачту. Я поспешил на помощь. Тут все было упрощено до полного примитива: мачту заносили на лодку и штатно закрепляли ее в степсе; затем стаксель-фал соединялся с полиспастом гикашкота, который своим нижним блоком крепился к оковке штага; шкот заводился на лебедку, расположенную в кокпите. Ну и далее все делалось просто: трое приподнимали мачту и удерживали ее от падения в бок, а четвертый при помощи лебедки тянул за шкот. Так мачта и полднялась.

Мой первый опыт подъема мачты, когда я ассистировал товарищам. Тут она уже стоит.
Мой первый опыт подъема мачты, когда я ассистировал товарищам. Тут она уже стоит.

Способ, действительно не требует вообще никаких дополнительных приспособлений. Однако, несмотря на свою кажущуюся простоту, он требует наличия нескольких человек, а так же приложения огромных усилий к шкоту. Дело в том, что пока мачта находится низко, сила, создаваемая шкотом, направлена по отношению к ней под очень острым углом, и она больше сжимает мачту, чем тянет ее топ вверх.

Нас же с Натальей было всего двое, и нам данный метод никак не подходил. И тогда я мысленно обобщил виденное на Ютубе и соорудил для нас простейшее устройство, призванное облегчить эту работу.

Устройство. Просто доска.
Устройство. Просто доска.

Итак. Устройство представляет собой… Эээ… Ну, короче — это просто трехметровая доска и пара веревок. Собственно, с помощью этой приблуды мы подняли нашу 8-метровую мачту всего за несколько минут. Смысл этого приспособления в том, чтобы направить вектор тяги не вдоль мачты, а под как можно большим углом к ней. Оказалось, что при этом не требуется даже никаких лебедок.

Некоторые подробности
Некоторые подробности

Стало быть, на «пятке» доски я выпилил ножовкой выемку, которой она упирается в мачту возлее ее шпора. На «ноке» доски я сделал еще 2 выемки для петли из шнура: с одной стороны к петое прицепляется карабин стаксель-фала, а с противоположной — блок гикашкота. Так как шкот у меня был недостаточно длинный, то до оковки длины полиспаста не хватило — пришлось подвязать его еще одной веревкой. Но недостаточная длина тут совершенно ничего не портит, ибо когда весь шкот будет уже вытянут, мачту можно будет довести до вертикального положения фалом, при помощи лебедки стаксель-фала.

Все готово к подъему
Все готово к подъему

Да, еще один важный момент! Чтобы мачта не упала вбок, я установил на палубе 2 шпрюйта из цепей, имевшихся в хозяйстве. Шпрюйты идут от «ушей» нижних вант к блоку спинакер-гика. Нишние ванты крепятся с таким расчетом, чтобы они находились в одной плоскости с мачтой. Лично я немного не угадал с натяжением, и ванты всю дорогу висели свободно. Однако же, когда на пол-пути мачта, таки, начала заваливаться, то система все-таки сработала и мачта никуда не упала. Наша доска так же раскреплена на эти шпрюйты двумя веревками, тоже чтоб не падала. Топванты перед началом процесса устанавливаются на свои штатные места. Вот и все!

И вот, мачта стоит вертикально! Обратите внимание, что доска приподнята вверх: под конец я доводил мачту до нормального положения при помощи лебедки стаксель-фала.
И вот, мачта стоит вертикально! Обратите внимание, что доска приподнята вверх: под конец я доводил мачту до нормального положения при помощи лебедки стаксель-фала.

Кстати, мой новый подмачтовый бимс никуда не делся, стоит себе. После подъема мачты, в испытательных целях я набивал весь такелаж буквально до звона, и никаких деформаций при этом не наблюдал. В общем, отличный способ, всем рекомендую!

-8