Найти в Дзене
Наталия Княжинская

"Голосовые психотехники" (примеры практики №2)

Александра.

На индивидуальном занятии.

Саша. Занимается третий раз. Молодая женщина очень обеспокоена состоянием своего голоса. Она студентка ВУЗа на вокальном отделении. Саша считает, что первый раз она потеряла голос, будучи ученицей детского хора. Восьмилетнюю Сашу поставили в сопрано, а ей удобнее было в альтах. А следующий раз, когда начались проблемы с голосом, произошёл уже в институте.

-Как ваш голос, Саша?

-Всё по-прежнему.

-Вы уже спели экзамен?

-Нет, мне поставили автоматом. Тот педагог, что испортила мне голос, боится теперь меня, и ставит мне оценки просто так. Я не пела на экзамене, но учиться уже закончила.

-Так вы теперь профессиональная певица?

-Не знаю. Ведь я практически не пою. Голос ведь не звучит так как раньше.

-Ну, тогда попробуем спеть упражнения.

Какое то время Саша поёт распевки довольно удачно. Голос звучит намного легче и свободнее чем раньше, однако заметно, как Саша нервничает, приближаясь к переходным нотам своего диапазона. Сильно зажата челюсть, и рот почти не открывается. Дойдя до определённой ноты, она просто замолкает и говорит

- Дальше не могу. Голос там не звучит.

Но совершенно очевидно, что звук есть и много выше.

-Попробуйте открыть шире рот.

- Я не могу.

-Что вам мешает? Какие ощущения вы испытываете, пытаясь открыть рот шире?

-Мне неудобно. Кажется, что будет всё видно!

-Что, всё?

-Всю меня .Изнутри. Я вообще очень закрытый человек. Замкнутый.

-Саша! Вы хотите петь?

-Да.

-Поющий человек – открытый человек. Я чувствую сопротивление, которое возникает при сопоставлении ваших слов о себе и вашего желания. Вспомните ваш рисунок. Девушка и собака. Вы тянете друг друга в разные стороны!

-Я постараюсь больше не сопротивляться.

-Тогда попробуйте открыть рот.

-Я не могу. У меня челюсть, словно, деревянная.

-На что это похоже. Какая возникает у вас ассоциация?

-Это похоже на щелкунчика.

-Но щелкунчик, на сколько я помню, имел сильную челюсть, что бы щёлкать орехи!

-Да, но до тех пор пока ему не попался слишком большой орех. Его челюсть сломалась!

…..

-Что в вашей жизни похоже на этот орех?

-Детский хор.

-Кто водил вас на хор, Саша?

-Мама…… А однажды я пошла одна, и попала под машину…………….

-Это была серьёзная травма?

-Да….. Мне переехали ногу…….. Я два месяца провела в больнице…….. Потом я вернулась……, и меня поставили в сопрано……… После этого у меня и пропал голос……..(Саша говорит с напряжением. Совершенно очевидно, что в этот период жизни она перенесла некую серьёзную травму. Вероятно, это связано не только с аварией и повреждённой ногой. Что-то было ещё, но в настоящий момент Саша не готова говорить об этом. Это видно по её напряжённому лицу и отстранённому взгляду. Она в любой момент может закрыться, и тогда уже сложно будет вновь достучаться до неё).

-Саша, давайте поимпровизируем немного.

-Я не умею.

- Попробуйте получить удовольствие оттого, что вы делаете.

Саша пробует петь. Повторяя фразы за педагогом и видоизменяя их, она увлекается и забывает о своих опасениях перед верхними нотами и челюсть расслабляется. В творческом порыве голос звучит легко и свободно. На самой верхней ноте преподаватель останавливается.

Саша очень удивлена.

-Ну, как Вы, Саша? Удивлены? Мне удалось Вас перехитрить. Ваш голос звучит совершенно свободно. Теперь вы чувствуете это.

-Да, спасибо. Теперь я многое поняла.

Взгляд молодой женщины до того отстранённый и тусклый, стал ярче и веселее. Саша вновь обрела свой голос.