Дора Анджела Дункан родилась в Сан-Франциско. Нищета в детские годы запомнилась ей, поэтому став знаменитой, она старалась окружать себя красивыми и дорогими вещами.
Стилем своего танца она бросила настоящий вызов пуританской Америке, где век назад показать оголенную ножку было верхом неприличия. Айседора - псевдоним , она не только танцевала в свободно развевающихся одеждах, подобных тунике греческих богинь, она не стеснялась появляться на сцене обнаженной, едва прикрытой струящейся тканью.
Манера танца Айседоры Дункан — без пуант, пачки и корсета, а босиком, в лёгком греческом хитоне — совершила настоящую революцию в хореографии. Танцовщицу называли «божественной босоножкой» и перенимали её пластику, а на модных вечеринках девушки старались двигаться, как Дункан.
Её считают основоположницей современного танца. Убеждённая феминистка, Дункан дала себе зарок никогда не выходить замуж, и к 44 годам за её плечами было несколько неудачных романов. Ни один из ее возлюбленных не мог добиться от нее согласия стать женой, а ее дети не были рождены в законных браках.
Танцовщица трижды рожала детей вне брака, но все они погибли. Сначала произошла страшная автокатастрофа: автомобиль, в котором находились старшие мальчик и девочка, упал с моста в Сену и утонул, похоронив вместе с собой детей и гувернантку. Дверцы заклинило — ни один из пассажиров так и не смог выбраться из смертельной ловушки. Трагедия потрясла весь Париж, но на суде Дункан ходатайствовала за шофёра — потому что он был человеком семейным.
Через какое-то время Айседора решилась стать матерью ещё раз. Она родила сына, но он прожил всего лишь несколько часов. После очередной трагедии танцовщица больше никогда не заводила детей: всё её время теперь занимали танцы и преподавание — Дункан учила хореографии девочек. Поэтому, когда ей пришла телеграмма от наркома просвещения Анатолия Луначарского с приглашением приехать в Советский Союз и основать там собственную школу, Дункан удивилась, но согласилась. Плывя в Москву, танцовщица встретила гадалку на пароходе — та сулила рыжеволосой пассажирке свадьбу в чужой стране. Айседора, умудрённая тяжёлым жизненным опытом, только рассмеялась.
Айседора, по своему собственному признанию, всю свою жизнь находилась в состоянии постоянной влюбленности.
Айседора Дункан приехала в Москву в 1921 году. Знаменитая во всём мире танцовщица выступала в Большом театре. В России Сергей Есенин покорил ее с первого взгляда.
При первой встрече со всемирно известной балериной, Есенин опустился перед нею на колени. Айседора ничего не знала ни о гениальном поэтическом даре молодого человека, ни о его скандальной славе. Для сорокачетырехлетней женщины во внезапно завязавшемся романе все было неожиданно, ново и притягательно. Сергей Есенин к этому времени трижды пытался завести семью, но все три брака не сложились.
Сергей писал о первой настоящей и глубокой любви, затронувшей сердце. В этой волевой и целеустремленной женщине поэт нашел близкого человека, кому мог доверить все свои внутренние страхи. Почти сразу Есенин и Дункан стали жить вместе. На момент их знакомства поэту было 26 лет, а Айседоре - 44 года.
Их отношения восприняли неоднозначно. Одни со злостью и завистью, другие с восхищением, третьи - с состраданием. Друзья Айседоры Дункан не понимали ее тягу к есенинскому окружению и преклонение перед революцией в России, но обсуждали эти отношения чаще, чем яркую творческую жизнь великой танцовщицы.
Дункан была величественной и гордой женщиной. Единственное, чего она стеснялась - это разницы в возрасте со своим возлюбленным. Она была старше поэта на пятнадцать лет. Поэтому, когда речь зашла о бракосочетании, она попросила своего администратора исправить в ее паспорте год рождения. Они женились дважды. Сначала церемония прошла 2 мая 1922 года в России, а позже — за границей. И поэт, и танцовщица пожелали носить двойную фамилию. Есенин с гордостью кричал, что он отныне Дункан. А балерина с первого же дня начала подписывать письма как Есенина.
Все, кто был близко знаком с парой, были уверены, что Есенин и Дункан безумно любили друг друга. Было много ссор, битья посуды, пара неоднократно расходилась с громкими скандалами. Но неизменно возвращались друг к другу.
Есенин был неравнодушен к алкоголю и, вследствие этого, иногда становился неузнаваем и даже жесток по отношению к возлюбленной. Но всегда возвращался к ней,- униженный и раскаявшийся. И Дункан прощала. Стремясь оградить своего избранника от дурного влияния, Айседора увезла его в Европу. Но и за границей, поэт топил тоску по родине в вине. Им всё труднее становилось быть вместе. Начала сказываться 18-летняя разница в возрасте. Танцовщица осознавала, что утратила свое очарование для молодого поэта, и поняла, что всю тяжесть решения о предстоящей неизбежной разлуке она должна взять на себя. На платформе московского вокзала Айседора, держа Сергея за руку, сказала о том, что привезла этого ребенка на его родину, и у неё более нет ничего общего с ним. Осенью 1923-го они развелись и через месяц Айседора покинула Союз — на этот раз одна. Вскоре ей пришла телеграмма: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин». Речь шла о Галине Бениславской — женщине, у которой он жил до знакомства с Дункан и у которой поселился сразу после возвращения. Правда, Есенин так и не женился на Бениславской — но Айседора этого не знала.
В письмах к Айседоре Есенин признавался, что часто вспоминает её с благодарностью. Дункан же никогда не сказала о нем дурного слова. Узнав о самоубийстве поэта, она написала в одну из парижских газет о том, что между ней и её возлюбленным никогда не было ссор. Айседора оплакивала его смерть с болью и отчаянием. Сама она пережила Есенина всего на полтора года. Последняя любовь с русоволосым поэтом сыграла странную, почти мистическую роль в судьбе танцовщицы.
Через полтора года после смерти поэта ушла из жизни и Айседора. Она каталась на кабриолете в длинном развевающемся шарфе, край которого случайно попал в ось колеса. Как и её дети, Дункан погибла в результате автомобильного ЧП, и, как и в случае с её любимым Есениным, причиной смерти стало удушение.
Оба знаменитые и известные до сих пор волнуют сердца миллионов!