ХАРАКТЕРИСТИКИ. В глобальном смысле градостроительный симулятор относится к экономическим стратегиям. Но для меня — это, конечно же, особый жанр, а термин "экономическая стратегия" очень даже расплывчат. Самая первая и главная характеристика градостроительного симулятора — это то, что игрок строит город и управляет им (и ничем иным - откинем жанры строительства баз, симуляторы колоний и т.д. и т.п.). Давайте же рассмотрим основные особенности этого жанра..
- правильно будет обратиться к Википедии, но я немного обобщу и кое-что добавлю:
— Первичной целью игры является процесс обустройства города, а не достижение какой-то конкретной цели, то есть игра может продолжаться бесконечно.
— Основная сложность игры заключается в том, что игрок вынужден решать по большей мере логические задачи, заниматься планированием, следить за расчетами и показателями города, чтобы не допустить окончания игры.
— Жители города — самый основной ресурс, который позволяет городу функционировать и развиваться. Концепция непрямого управления жителями наиболее характерна для этого жанра.
ИСТОРИЯ. Не буду вдаваться в подробности истории возникновения градостроительных симуляторов, скажу только, что первая игра в этом жанре датируется 1968 годом и является текстовой. На мой взгляд, игр, в этом жанре достаточно мало, сквозь всю историю жанра проходит всего несколько линеек: SimCity, Anno, исторические игры компании Impressions Games. По мне, так это безумно мало. Настоящим событием в истории этого жанра (да и в принципе) стал бум инди-игр, длящийся с 2013 года. Тогда стали появляться градострои, захватывающие аудиторию не хуже, чем очередная часть Симсити. Для меня такой игрой стала Banished (2014), над которой работал всего лишь один человек. Я и сейчас частенько поигрываю в нее с любовью и модами. Глупо отрицать ее влияние, ведь если выходит новая игра, и она оказывается чем-то похожа, то все тут же кричат: Banished, Banished. А чего стоят целые подборки: топ 10 игр, похожих на Banished.. Сейчас же в стиме в раннем доступе находятся около десятка достойных игр в этом жанре. И я готовлю подборку на эту тему — игры, которые я уже потестила и релиза которых я с нетерпением жду.
АНАТОМИЯ: ПОДЖАНРЫ. Градострой градострою рознь — это факт. Спешу выделить несколько направлений, развивающихся параллельно и которые можно вынести как некие поджанры градостроительных симуляторов. Разумеется сравнивать разные направления между собой не очень корректно и мы не будем, просто обозначим их и посмотрим, чем они отличаются друг от друга.
— Реалистические симуляторы современности. Линейка игр SimCity, CityLife, Cities XL, Cities: Skylines. Основной упор идет на реалистичность. В первую очередь это отражается в графике — выход новой игры в серии фактически убивает свою предшественницу, а также похожие игры с менее навороченной графикой. Недавно запустила Cities XL после Cities SkyLines (конечно не лучшее сравнение), потому что по моим ощущением в плане геймплея CitiesXL более интересна, но я не смогла в нее играть. В те времена, когда она выходила (2012 год), графика была соответствующей, сейчас в ее просто невозможно играть по этой причине. Следующая особенность — это зонирование областей для разных нужд как основа механики, вместо того, чтобы расставлять здания вручную, хотя и эта возможность имеется. А также удовлетворение нужд населения, таких как: безопасность, образование, пожарная безопасность, развлечения, экология и т.д. Логистика в области дорожного движения также играет большую роль в нормальном функционировании города. В общем, в этом направлении отражаются наиболее острые сейчас вопросы, такие как пробки, экология, образование — игроку предстоит найти способы их разрешить. Но на самом деле это маловероятно — ведь идеальных схем не существует, а если они и есть, то экономике города это явно не по карману.
— Симуляторы колоний, небольших поселений. Различные инди-игры: Banished, Foundation, Dawn Of Man. Surviving Mars.. В этом направлении особо важно количество и качество населения — в раннем развитии в игре важен каждый поселенец, ведь на него взвалены определенного рода работы. Специализации жителей и поручение им назначаемой работы также можно вынести как особенность. Правильный баланс построен таким образом, что игроку всегда чуть-чуть не хватает жителей для тех возможностей, которые перед ним открыты. Обычно жители не берутся от того, что игрок строит жилое здание — они появляются либо естественным способом, либо приходят в поселение с течением времени. Помимо жителей центральной частью экономики поселения являются различные ресурсы - их производство и обработка. Также в игре может присутствовать так называемое древо технологий, которое позволяет регулировать направление развития и возможности перед игроком, которое постепенно раскрывается им за очки. Игрок сам регулирует какое здание и где ставить, также иногда его можно вращать и располагать не по сетке — это уже кто как из разработчиков захотел реализовать. Особенностей много и это самый так сказать креативный и экспериментальный жанр, большинство инди-игр в жанре градостроительства относится именно к нему.
— Градостроительные симуляторы с упором на сюжет. Anno, Tropico, Frostpunk. У игр этого направления есть жирный минус — когда заканчивается сюжет, заканчивается и игра. Не обязательно моментально, но очень скоро после окончания сюжета играть дальше становится не очень интересно. Форма этих игр — кампании, содержащие достаточно подробно прописанный и выдаваемый разработчиками основной сюжет, также возможны дополнительные квесты. Благодаря такой организации, эти игры предлагают игроку взять на себя определенную роль персонажа из сюжета, а не просто абстрактного градоначальника, и руководить поселением от его имени. Нередко присутствуют соперники игрока, с которыми можно бороться как мирными, так и военными способами. Для игр этого направления характерна некая казуальность — многие механики упрощаются, чтобы не отвлекать игрока, увлеченного сюжетом, поэтому для любителей настоящих и хардкорных градостроев это направление вряд ли придется по вкусу.
— Исторические, районные. Caesar, Pharaoh, Zeus: Master of Olympus, Cleopatra: Queen of the Nile. Lethis — современный их последователь. Фактически авторское направление студии Impressions Games. Легче даже описать основную механику, чем выделять какие-то особенности. Дороги, соединяясь образуют районы, которые можно отделять друг от друга фишками, расположив их на дороге. Вдоль дорог строятся здания и службы, которые удовлетворяют потребности этого района, курсируя в виде человечков, последовательно обходя район и уменьшая/повышая шкалы различных нужд. Все это наложено на фон некоего соревнования между городами, у кого чего больше, у кого что круче и т.д. А также на состояние мира и вражды с ними. Присутствует военная составляющая. Также можно сказать, что если вы играли хоть в одну игру этого направления, то вы играли во все. В основном меняется только сеттинг. В одной из статей вскоре мы разберем одну из этих игр более подробно.
— Военные градострои. They Are Billions. Northgard. Определенные игры из серии Settlers. Я бы не сказала, что они относятся к градостроительным симуляторам, потому что преследуют совсем другую цель, а именно кого-либо или что-либо победить. Механики строительства и управления городом упрощены для минимума.
— Мобильные игры-градострои. Довольно радужная перспектива — иметь на своем планшете или телефоне прекрасное процветающее поселение, с яркой красочной графикой, без сложностей, только развитие, только процветание, только за реал. Зачастую это направление для выкачивания денег из игроков, мало у кого хватит терпения ждать по 15 минут, чтобы улучшить одно здание, ведь можно все купить за реальные деньги, если у вас они есть. Я даже не буду приводить примеры игр, чтобы не дай бог вы ими увлечетесь)
КОНЕЦ. На самом деле, сейчас, благодаря инди-движению, идет активная смесь всевозможных жанров. Градострои успешно соединяются с жанрами выживания, визуальных новелл, классических стратегий и т.д. Следить за развитием жанра сейчас стало наиболее интересно.
П.С. Когда-нибудь мы подробно рассмотрим определенные игры этого жанра, я сделаю несколько подборок, посоветую, во что стоит поиграть, во что не стоит. А также порассуждаем на различные темы касательно градостроев и их разработки. Надеюсь все будет вам интересно и полезно)