Что, на ваш взгляд, означает известный термин "русофобия? У него, на самом деле, очень много разлиных определений, но самое распространённое звучит так: "русофобия есть подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к России и/или к русским". Данное определение сейчас используется практически везде, в том числе и в отношении знаменитой трилогии шутеров Call of Duty : Modern Warfare. Но так ли много в данной трилогии русофобии, или это всё ещё вялые попытки наших телевизионщиков в преддверии выхода перезапуска серии раздуть из мухи слона? Давайте разбираться.
Зарождение
В первой части трилогии мы имеем историю, завязанную на конкретном военном конфликте ( конечно же, вымышленном, дабы не ходить по совсем уж тонкому льду) и конкретную же группировку русских ультранационалистов под предводительством злобного чеченца, мечтающего унчтожить США и возродить СССР. Вам может сейчас показаться, что я написал полный бред, но суть в том, что данный "бред" и является основой всего сюжета, как бы это кринжово не звучало. Очень странно и глупо, если оценивать по нынешним меркам, но, согласитесь, забавно, ведь игра изначально не претендует ни на реализм, ни на историческую достоверность, а всего лишь является добротным шутером на вечер, где вся история присутствует больше для галочки.
А где же здесь ещё можно обнаружить пресловутую русофобию? Если начать копать глубже, то можно заметить, что абсолютно все русские солдаты - националисты в игре максимально агрессивны, неадекватны, их игровые модели выглядит заросшими и неопрятными, а в некоторых скриптовых моментах игры эти солдаты даже пьяны. Вот тут и начинается наша любимая "клюква", за которую сейчас все так любят цепляться.
В оригинальной английской версии игры также присутствует куча ломанного русского, а на некоторых локациях можно обнаружить крайне интересные надписи.
В противовес националистам в игре также представлены дружелюбные к игроку лоялисты, которые будут оказывать посильную помощь в паре моментов сюжетной кампании.
То есть конкретно в данной части можно выделить условно "хороших русских" и "плохих". Это показывает, что, несмотря на откровенно бредовый сюжет, разработчики всё же предпочли не переходить границы, сама игра не особо подпадает под наше определении русофобии, а вместо неё присутствует типичная "клюква" в значительных количествах. Ничего криминального, обычный весёленький шутер из 2007 года, ни больше, ни меньше.
MW2 и скандал с "No Russian"
Но время шло, и если к первой части трилогии в России изначально не было и не будет каких - то серьёзных претензий, то вторая умудрилась получить повышенное внимание наших СМИ. И здесь всё не столько из - за условной русофобии, сколько из - за скандальной миссии "Ни слова по - русски". Итак, в чём же, собственно говоря, её скандальность?
Суть миссии такова: главным героем выступает американский агент под прикрытием, который вынужден втереться в доверие к очередному русскому националисту, который чуть позже вместе с товарищами подвергнет расстрелу русский (!) аэропорт, оставив на месте преступления тело этого самого агента, чтобы заставить русских (!!) развязать Третью Мировую войну с США (!!!). Да, если вам сюжет первой части казался бредовым и капельку русофобским, то здесь создатели пошли гораздо дальше и, опять же, ни разу не стремились показать подобное на серьёзных щах ( о какой серьёзности может идти речь, когда, собственно, сам Владимир Макаров всю игру разговаривает фразами типичного киношного злодея?).
Но мы отвлеклись. Данная миссия привлекла внимание наших СМИ не столько из - за русофобии ( уже гораздо менее прикрытой), сколько из - за того, насколько всё в ней было жёстко и бескомпромиссно: игроку позволялось безнаказанно расстреливать гражданских. И знаете, в чём тут подвох? Именно позволялось, потому что за всю миссию можно не делать вообще ни одного выстрела, но та же Россия 24 в 2009 году почему - то выставила это так, как будто игрок был обязан всю миссию стрелять в беззащитных россиян, а сам он является не агентом под прикрытием, а одним из террористов. Шикарная логика, господа телевизионщики, ничего не скажешь. Интересно, кто же тут большие лицемеры и русофобы.
Данную миссию, в конечном итоге, вырезали из российской версии игры, но, как бы это смешно ни звучало, вырезали не до конца, и уже спустя пару дней файл с ней лежал в свободном доступе на пиратских сайтах. Вот такая вот действительно смешная история.
А что же насчёт русофобии в самой игре? Она хоть и стала в разы более явной, но разработчики всё ещё не пытаются уходить в реальные её проявления. Да, у нас есть злобный Владимир Макаров, но есть и вполне лояльный к американским военным Николая. Иными словами, русофобии тут, опять же, не больше, чем в любом "клюквенном" фильме про Россию.
Вялый финал
Давайте просто признаем, что последняя часть данной трилогии плоха. Плоха не столько даже устаревшей графикой и откровенно однообразным геймплеем, сколько действительно паршивой историей, лично мне она даже в 2011 казалась откровенно недожатой и скучной.
А что же с русофобией? Честно говоря, всё точно так же. Есть "плохой" русский в лице Макарова и есть "хорошие" в виде Юрия и Николая. Разработчики, опять же, решили не переходить границы, взяв проверенный метод разделения на чёрное и белое.
С другой стороны, сам Макаров из действительно интересного персонажа с закрученными планами окончательно превратился в типичного клишированного злодея, чьи мотивы непонятны вообще. А уж про грандиозный слив в финале можно промолчать.
По итогу же можно сказать, что русофобия в типичном её понимании в данной трилогии практически отсутствует. Имеется только типичная клюква и целая одна "оскорбительная" для наших СМИ миссия, которая вряд ли как - то заденет обычный игроков.
Безрадостное будущее
С учётом того, насколько сильно наши СМИ успели ополчится на трейлер перезапуска (читай - полной перезагрузки) трилогии, то велика вероятность, что игру мы либо на российских прилавках не увидим, либо увидим, но в кастрированном виде. В любом случае, хочется верить, что наши СМИ когда - нибудь перестанут видеть пропаганду и русофобию во всём подряд. Пока же остаётся только ждать релиза игры и надеяться.