Между Москвой и Пекином это никогда не было вопросом глубоких чувств, а скорее рациональных рассуждений. Даже когда Россия и Китай имели общие идеологические рамки, «различия в характере» сохранялись.
Сегодня кажется, что Москва и Пекин «собрали» успешный альянс, основанный на синергии их интересов. Во-первых, потому что Москве нужны деньги для инвестиций в инфраструктуру и производство, а Пекину — растущая потребность в природных ресурсах и оружии. Во-вторых, потому что российско-китайская формула содержит императив освобождения мира от военного и экономического господства США.
Существует также молчаливое «распределение» обязанностей между Россией и Китаем в зависимости от их собственных сильных и слабых сторон. Москва поглощает милитаризацию в своей внешней политике, в то время как Пекин полагается на экономические инвестиции (выход Китая, который поощряет деньги извне).
Согласно шутливой фразе, если вы хотите нанять охранную компанию, вы обращаетесь к русским. Если вам нужен быстрый кредит, звоните китайцам.
Возможно, из-за своей «политики доноров», торговля КНР с Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном на общую сумму 30 миллиардов долларов в 2017 году, и почти столько же за 2018 год уже опережает российскую с этими странами (около 18 -19 миллиардов). С созданием и поставкой Евразийского союза как экономического сообщества Россия не смогла дать региону такую привлекательную перспективу, которую Китай реализует с помощью своей инициативы «Один пояс, один путь».
Сам Китай уже зарекомендовал себя как главный торговый партнер России. Москва торгует (покупает и продает) больше всего с Пекином. Более того, Россия полагается на китайские инвестиции в свой энергетический сектор. Несмотря на то, что сделка по приобретению миноритарной доли Роснефти китайской компанией ЦЕФК энергетики сорвалась, Пекин продолжает участвовать в финансировании российских газовых проектов (Yamal и "Сила Сибири").
Если во время холодной войны и в присутствии СССР российско-китайские отношения были явно подчинены Кремлю, то сегодня это определенно не так. Несмотря на то, что Россия является огромной страной, которая "перегнала" Азию, то Российская федерация все больше "сжимается" под давлением внешней политики Китая.
Партнерство Москвы с Китаем все больше становится заложником для России.
Тихо и спокойно, как стратегический менталитет Пекина, китайский дракон постепенно переселяется в берлогу сибирского медведя.