“В нашей компании женщинам запрещено носить декоративную косметику, а из нижнего белья разрешено только белое и бежевое. Нам также не положено встречаться с молодыми людьми, которым еще не исполнилось 23 года. Если нас подлавливают на чем-нибудь подобном, то нам урезают месячную зарплату и заставляют писать объяснительную, в которой мы должны провести самоанализ. Если же мы найдем партнера для брака, мы обязаны представить его нашему начальнику и попросить его одобрения.”
Ах, вспомним страшные совковые времена, когда людям указывали какую одежду носить, что есть, где стоять, с кем спать и тому подобное. Диктатура, как же. Ура, тот самый мерзкий совок, каким его выдумали те, кто любит рассказывать другим что-то наподобие “я, помнится, жил при социализме и там…” так, словно он один там жил лет пятьсот назад, на самом деле—не выдумка. Только это не совок вовсе, а кое-что почище. Правильный капитализм. Предлагаю убедиться в этом с помощью небольшой подборки некоторых требований крупных частных компаний мира к своим наемным работникам.
Начну с мировой сети магазинов одежды “Abercrombie & Fitch”, которая мало того, что диктует кому покупать одежду в их магазинах, а именно: молодым людям, исключительно стройным [1] и желательно белой расы,[2] имеет аналогичные требования к своим работникам.
Видите ли, управляющий директор компании Майк Джеффрис, теперь уже бывший, поскольку он недавно ушел на пенсию, заявил: “Привлекательные люди стремятся к таким же привлекательным людям, и мы хотим чтобы нашими клиентами были крутые, красивые люди...многие не подходят по этим параметрам (для нашей одежды), и им здесь не место.”[2] Во как. А сами управляющий директор— жутко молодые и привлекательные.
Да, если подыскивать достойную пару по степени привлекательности этому красаве, то, похоже, в первую очередь следует устермиться в зоопарк.
Так вот, требования к моделям компании и продавцам их магазинов не исчерпываются тем, что те должны быть чрезвычайно стройными, высокими и белокожими. [2]
При этом они обязаны также иметь классическую стрижку и одобренный компанией цвет волос.[3]
То, что изображено выше, считается приемлемым, а ниже— наоборот. То же самое касается ногтей, украшений и одежды.[3] Только дорогая сдержанная классика. Не забываем, что в магазинах “A&F” предположительно отовариваются исключительно богатые стройные белокожие близнецы Майка Джеффриса со следами неудачных пластических операций на ликах. Поэтому очень важно не спугнуть этих неземных существ.
Следующий пример— “Amazon”. Понятно, что крупный интернет-магазин имеет дело с огромным количеством товаров. И сотрудники, которым платят столько, что некоторые из них имеют право на получение продовольственных талонов как малоимущие,[4] возможно, грешат тем, что прихватывают бесхозное добро. То, что владелец “Амазона” —самый богатый человек планеты, а сотрудники едва перебиваются с зарплаты на зарплату, не имеет значения. Присвоение труда других в количествах, равных миллиардам долларов, не считается воровством. Это честное предпринимательство. А вот если кто-то умыкнул какую-нибудь безделушку, то это, безусловно, преступление. За него немедленно увольняют и даже привлекают к уголовной ответственности. Таковы правила и законы.
Но “Амазон” на этом не остановился. Почему бы не сделать низкооплачиваемую работу еще и предельно унизительной? Чтобы был полный пакет —в лучших традициях рынка. Для этого компания установила на базах по отправке товаров мониторы, транслирующие все происшествия подобного рода: на экране показывают силуэт очередного воришки с надписью “уволен” или “арестован”, чтобы другим было неповадно. А еще в компании обыскивают сотрудников. Опять трудно возразить, но работникам при этом приходится стоять в длинных очередях. Те даже пытались судиться с компанией для того, чтобы добиться оплаты того времени, которое они вынуждены проводить в очереди на обыскивание. Увы, проиграли.[ 5]
Обслуживающий персонал “Starbucks” обязан стоять смирно, а не расхаживать при приготовлении напитка, что не совсем легко сделать, поскольку речь идет о работе с различными приспособлениями для приготовления кофе, разогрева молока и тому подобного. Не знаю, существует ли это правило до сих пор, но одно время, после того как публика стала проявлять интерес к качеству напитков, продаваемых за баснословную цену, управляющие решили отыграться на сотрудниках. И, кстати, следили с помощью камер видеонаблюдения за тем, чтобы данное правило неукоснительно соблюдалось.[6]
В компании “Disney” до 2001 года существовала милая традиция: все сотрудники, выступающие в роли костюмированных персонажей на территории диснеевских парков, должны были носить костюмы посменно. И это—нормально, так как костюмы стирают. Но вместе с костюмами сотрудникам приходилось носить посменно и нижнее белье. Дело в том, что обычное белье было бы заметно под одеждой, и работникам выдавали специальные эластичные шорты вроде тех, в которых ездят велосипедисты. Всю эту интимную одежду стирали и выдавали следующему сменщику.
Увы, очевидно, стирали не очень хорошо, потому что появились жалобы на вшей в разных местах, а также на пятна и соответствующие аромы. Миль пардон за такого рода подробности, но из песни слов не выкинешь.
К счастью, компания пошла на уступки и после двух месяцев (!) переговоров сотрудникам наконец разрешили брать белье домой и стирать самим. А также ни с кем не делиться.[7] Кто там кричал, что социалисты заставят всех носить сменное нижнее белье по очереди?
Теперь для разнообразия— компании из совсем правильных капитализмов. Возьмем Норвегию. Страховая компания “DNB” решила установить системы мониторинга на туалетах. Каждому сотруднику разрешается находится в туалете или курить в течение 8 минут в день, после этого включается сирена, оповещающая виновника и всех остальных о нарушении правил. И это не единичный случай: другая норвежская компания заставляла женщин носить красные браслеты во время, пардон, критических дней, для того, чтобы те имели право отправиться в туалет чаще, чем остальные. Еще одна компания вела учет записей в туалет и т.п.[8]
Шотландская компания “Sparrow”, предоставляющая оффшорные услуги в нефтяной и газовой отрасли, выпустила памятку для своих сотрудников, в которой последним запрещается использовать молоко в сухих завтраках. Молоко, любезно закупленное на средства компании с миллионной прибылью, предназначается исключительно для чая и кофе; и тех, кого подловят на использовании белого золота не по назначению, ждет суровая кара со стороны руководства. Кстати, сотрудников попросили активно стучать друг на друга, в случае если они заметят, что кто-то нагло хлещет драгоценный напиток в дозах, превышающих несколько чайных ложек. Руководство компании объяснило, что 450 сотрудников компании почти разорили несчастное предприятие тем, что выпивают за день количество “молока, эквивалентное дневному надою трех коров.”[9] Совсем наемные подлецы не умеют следить за своими необузданными прихотями, честное слово.
Наконец, некоторые откровения, которыми поделились с исследовательской компанией “J-Cast” сотрудники японских компаний, включая самое верхнее в этой статье.[10]
“В нашей компании женщинам запрещено носить декоративную косметику, а из нижнего белья разрешено только белое и бежевое. Нам также не положено встречаться с молодыми людьми, которым еще не исполнилось 23 года. Если нас подлавливают на чем-нибудь подобном, то нам урезают месячную зарплату и заставляют писать объяснительную, в которой мы должны провести самоанализ. Если же мы найдем партнера для брака, мы обязаны представить его нашему начальнику и попросить его одобрения.”
“Когда мы приходим на работу, мы должны приветствовать собаку нашего начальника. Это должно произойти до того, как мы поздороваемся с коллегами, и даже с самим начальником. Если кто-то забудет, тогда начальник делает им выговор о нарушении морали. “
“У нашего начальника есть колокольчик на столе, и он использует его для того, чтобы позвать нас к себе. Он никогда не произносит наших имен. Когда звонит колокольчик мы сразу знаем что спросить: “Чай или кофе, сэр?” Его стол находится всего в двух метрах от наших рабочих столов. Это совсем недалеко, но, возможно, он не любит обращаться к людям по имени.”
“J-Cast” при этом сделали важный вывод: факт иерархии в японских компаниях можно считать отвратительным, но еще более возмутительным является то, что люди вынуждены мириться с различного рода самодурством со стороны управляющих компаний ради сохранения рабочего места. Собственно, как и во всех прочих.
1.businessinsider.com/abercrombie-wants-thin-customers-2013-5
2.independent.co.uk/life-style/fashion/news/abercrombie-fitch-model-tells-of-racism-sexual-harassment-and-discrimination-at-store-10175646.html
3.buzzfeednews.com/article/sapna/exclusive-abercrombie-hairstyle-rules-add-to-strict-look-pol#.budZErZmD3
4.thinkprogress.org/amazon-workers-rely-on-food-stamps-24ab86dd6495/
5.retaildive.com/news/why-amazons-big-brother-warehouse-theft-surveillance-is-a-big-mistake/415764/
6.businessinsider.com/starbucks-orders-baristas-to-make-only-two-drinks-at-a-time-and-deploys-a-lean-team-to-review-sluggish-workers-2010-10
7.articles.latimes.com/2001/jun/08/business/fi-7876
8.telegraph.co.uk/news/newstopics/howaboutthat/9051774/Norwegian-alarm-system-monitors-length-of-office-lavatory-visits.html
9.dailyrecord.co.uk/news/scottish-news/milk-cereal-ban-stuns-workers-1751854
10.japantoday.com/category/features/kuchikomi/employees-reveal-absurd-company-regulations