Найти тему

(Почти) образцовый перекресток

Администрация города Самары необычно активна в твиттере - отвечает на запросы пользователей, ведёт переписку, подключает соответствующие департаменты. И это хорошо, связь с людьми нужна.

Пользователь IVAN MARININ как раз и воспользовался этой возможностью, и пожаловался на неправильно нанесённую разметку на одном из перекрестков Самары - водители, поворачивая с улицы Пионерской на улицу Галактионовскую, срезают угол на перекрестке, и выезжают прямо на сплошную двойную линию, что нередко заканчивается штрафом. Он предложил изменить разметку таким образом, чтобы она соответствовала радиусу скругления, и водители не попадались на "выезд на встречную полосу" на ровном месте.

Кадр из видео, опубликованного пользователем
Кадр из видео, опубликованного пользователем

В ответ департамент городского хозяйства и экологии опубликовал схему размещения разметки, и на ней, как на ладони, видны все проблемы организации движения в России. Тут и чудовищный радиус сопряжения проезжих частей в 20 метров, и растянутый в результате до 16 метров пешеходный переход, и полное отсутствие выделенной зоны парковки по нечетной стороне улицы Галактионовской. Тем не менее, раз уж

Схема, опубликованная департаментом ГХиЭ г. Самары
Схема, опубликованная департаментом ГХиЭ г. Самары

Что ж, проблемы перекрестка очевидны, попробуем их решить. В результате проработки перекрестка с точки зрения концепции "дорожной диеты", получаем следующую картину.

Схема перекрестка с изменениями
Схема перекрестка с изменениями

Здесь есть несколько модификаций, по сравнению с исходным планом.

Первое, от чего стоит отказаться - этот странный огромный радиус сопряжения. Ограничим его восемью метрами, как рекомендовано в п.11.8 СП 42.13330.2011. При этом расчетный радиус траектории автомобиля снизится с 25-30 метров до 10-12.

Источник
Источник

Данная мера, как показано в таблице выше, позволит снизить наиболее вероятную скорость движения в повороте с 30-45 километров в час до 20-25, что крайне благоприятно скажется на здоровье пешеходов. (источник таблицы).

Тем не менее, это не избавляет водителей от случайного выезда на встречную полосу, поэтому производим второе изменение - добавляем направляющий островок, соответствии с пунктом 4.2.4 ГОСТ Р 52766-2007. По указанному нормативу движение по дороге должно составлять не менее 1000 автомобилей в сутки, при не менее чем 10% поворачивающих - вероятно, оба этих условия легко выполняются.

Островок безопасности на загородной дороге. Фотография с сайта https://www.dor.expert
Островок безопасности на загородной дороге. Фотография с сайта https://www.dor.expert

Движение на указанных улицах не слишком интенсивное, и по факту происходит в один ряд в каждую сторону. При этом улица Галактионовская размечена как четырехполосная, 3+3 в каждую сторону, и правая полоса используется почти исключительно как парковочная. Такое использование пространства проезжей части нерационально, а грузовые автомобили, например, с трудом помещаются в полосе.

Панорама ул. Галактионовской. Для движения используется только левая полоса
Панорама ул. Галактионовской. Для движения используется только левая полоса

При отказе от формальной четырехполосности появляется возможность разметить на дороге основную полосу шириной 3,5 м, и парковочную - 2 м.

Далее необходимо вписать пешеходный переход, и для этого, вероятно, придётся нарушить норматив - дело в том, расстояние от островка безопасности до края проезжей части не может составлять менее 7,5 метров согласно п. 4.2.5.1 того же ГОСТа, и вписать нормальный безопасный пешеходный переход в такие параметры сложно. Тем не менее, можно назвать данный элемент конструкции не островком безопасности, а направляющим островком, как выше, и формально выполнить требование ГОСТа. Направляющий островок допускает обустройство бордюра (не выше 10 см), таким образом, его можно выполнить и в камне. В результате всех этих изменений длина пешеходного перехода через улицу Галактионовскую сократится с почти 16 до 2х3,5 метра, а время перехода, исходя из расчетной скорости движения 1,3 м/с - с 12 до 2х3 секунд, что гораздо удобнее не только пешеходам, но и водителям.

Аналогичным образом возможно обустроить и один из переходов через улицу Пионерскую, а на втором переходе создание островка нецелесообразно - это, фактически, служебный проезд, и там достаточно только сузить проезжую часть.

Изменения, наложенные на исходный план
Изменения, наложенные на исходный план

Путем таких нехитрых модификаций удалось исключить неприятную ситуацию для водителей, явно обозначить место для парковки, да ещё и пешеходам повысить комфорт и безопасность передвижения. Тут есть ещё пространсво для совершенствования - в плане не предусмотрена велодорожка, а место вполне позволяет её разместить, например, подсократив длину диагональных парковочных лотов: 10 метров это слишком много, и приведет только к парковке в два ряда.

Стоимость этой модернизации трудно назвать - разметкой это можно сделать быстро и недорого, а в бортах - в ходе капитального ремонта улицы. Главное, захотеть, и наши улицы станут удобными и безопасными.