Администрация города Самары необычно активна в твиттере - отвечает на запросы пользователей, ведёт переписку, подключает соответствующие департаменты. И это хорошо, связь с людьми нужна.
Пользователь IVAN MARININ как раз и воспользовался этой возможностью, и пожаловался на неправильно нанесённую разметку на одном из перекрестков Самары - водители, поворачивая с улицы Пионерской на улицу Галактионовскую, срезают угол на перекрестке, и выезжают прямо на сплошную двойную линию, что нередко заканчивается штрафом. Он предложил изменить разметку таким образом, чтобы она соответствовала радиусу скругления, и водители не попадались на "выезд на встречную полосу" на ровном месте.
В ответ департамент городского хозяйства и экологии опубликовал схему размещения разметки, и на ней, как на ладони, видны все проблемы организации движения в России. Тут и чудовищный радиус сопряжения проезжих частей в 20 метров, и растянутый в результате до 16 метров пешеходный переход, и полное отсутствие выделенной зоны парковки по нечетной стороне улицы Галактионовской. Тем не менее, раз уж
Что ж, проблемы перекрестка очевидны, попробуем их решить. В результате проработки перекрестка с точки зрения концепции "дорожной диеты", получаем следующую картину.
Здесь есть несколько модификаций, по сравнению с исходным планом.
Первое, от чего стоит отказаться - этот странный огромный радиус сопряжения. Ограничим его восемью метрами, как рекомендовано в п.11.8 СП 42.13330.2011. При этом расчетный радиус траектории автомобиля снизится с 25-30 метров до 10-12.
Данная мера, как показано в таблице выше, позволит снизить наиболее вероятную скорость движения в повороте с 30-45 километров в час до 20-25, что крайне благоприятно скажется на здоровье пешеходов. (источник таблицы).
Тем не менее, это не избавляет водителей от случайного выезда на встречную полосу, поэтому производим второе изменение - добавляем направляющий островок, соответствии с пунктом 4.2.4 ГОСТ Р 52766-2007. По указанному нормативу движение по дороге должно составлять не менее 1000 автомобилей в сутки, при не менее чем 10% поворачивающих - вероятно, оба этих условия легко выполняются.
Движение на указанных улицах не слишком интенсивное, и по факту происходит в один ряд в каждую сторону. При этом улица Галактионовская размечена как четырехполосная, 3+3 в каждую сторону, и правая полоса используется почти исключительно как парковочная. Такое использование пространства проезжей части нерационально, а грузовые автомобили, например, с трудом помещаются в полосе.
При отказе от формальной четырехполосности появляется возможность разметить на дороге основную полосу шириной 3,5 м, и парковочную - 2 м.
Далее необходимо вписать пешеходный переход, и для этого, вероятно, придётся нарушить норматив - дело в том, расстояние от островка безопасности до края проезжей части не может составлять менее 7,5 метров согласно п. 4.2.5.1 того же ГОСТа, и вписать нормальный безопасный пешеходный переход в такие параметры сложно. Тем не менее, можно назвать данный элемент конструкции не островком безопасности, а направляющим островком, как выше, и формально выполнить требование ГОСТа. Направляющий островок допускает обустройство бордюра (не выше 10 см), таким образом, его можно выполнить и в камне. В результате всех этих изменений длина пешеходного перехода через улицу Галактионовскую сократится с почти 16 до 2х3,5 метра, а время перехода, исходя из расчетной скорости движения 1,3 м/с - с 12 до 2х3 секунд, что гораздо удобнее не только пешеходам, но и водителям.
Аналогичным образом возможно обустроить и один из переходов через улицу Пионерскую, а на втором переходе создание островка нецелесообразно - это, фактически, служебный проезд, и там достаточно только сузить проезжую часть.
Путем таких нехитрых модификаций удалось исключить неприятную ситуацию для водителей, явно обозначить место для парковки, да ещё и пешеходам повысить комфорт и безопасность передвижения. Тут есть ещё пространсво для совершенствования - в плане не предусмотрена велодорожка, а место вполне позволяет её разместить, например, подсократив длину диагональных парковочных лотов: 10 метров это слишком много, и приведет только к парковке в два ряда.
Стоимость этой модернизации трудно назвать - разметкой это можно сделать быстро и недорого, а в бортах - в ходе капитального ремонта улицы. Главное, захотеть, и наши улицы станут удобными и безопасными.