Найти тему
Русская Семёрка

Почему генерал Власов считал Сталина предателем

Для многих имя советского генерала Андрея Власова, перешедшего на службу к немцам, является символом предательства. Но не все знают, что сам одиозный военачальник считал жертвой не Советский Союз, а самого себя. Власов полагал, что его предал лично главнокомандующий Иосиф Сталин.

Находясь в немецком плену, Власов услышал о том, что Сталин объявил его изменником. О его реакции на эту новость известно со слов окружения:

- Нет, вы только подумайте, как ценят людей в советской стране. Ни за грош заслуги! Десятки лет непорочной службы, а после пленения, в котором я совершенно невиновен и об обстоятельствах которого я готов отчитаться, меня поторопились произвести в изменники. У нас всё возможно, а уж врагом народа объявить могут и деревянный столб, - заявил генерал-лейтенант.

Какие же основания для подобного мнения были у Власова?

Военачальник действительно служил «десятки лет», но стремительную карьеру сделал уже во время Великой Отечественной войны.

После битвы за Москву, когда Власов сформировал победоносную 20-ю армию, его имя получило широкую известность, у него брали интервью иностранные корреспонденты. Историки полагают, что на короткий период Андрей Власов стал «одним из любимых командиров» Сталина. Свою близость к Ставке и 70-минутную аудиенцию у Хозяина (так Власов называл Сталина в переписке с любовницей), будущий командующий РОА* (запрещённая организация в РФ) расценил как признак доверия к себе, забыв, что для «вождя народов» обычным делом было менять соратников. «Незаменимых у нас нет», - хотя Сталин и не говорил этой фразы дословно, она вполне точно отражала его образ действий.

Если под Москвой генерал-лейтенанту Власову довелось вкусить успех, то руководство 2-й ударной армии было заведомо провальным делом. К тому времени, когда в апреле 1942 года Власов принял командование, армия в результате неудачной Любанской наступательной операции на Волховском фронте была уже почти полностью окружена. Вплоть до июня Власов пытался вывести солдат из окружения, однако безуспешно.

В открытом письме «Почему я встал на путь борьбы с большевизмом», которое распространялось немцами среди русских, Власов обвиняет «сталинскую клику» в безответственном управлении армией.

- Пожалуй, нигде так не сказалось пренебрежение Сталина к жизни русских людей, как на практике 2-ой ударной армии. Управление этой армией было централизовано и сосредоточено в руках Главного Штаба. О ее действительном положении никто не знал и им не интересовался. <…> Армия была обречена на верную гибель, - утверждал военачальник.

Красноармейцы оказались зажаты в лесах и болотах, а их питание было сокращено до 50 граммов сухарей, из-за чего солдатам приходилось есть конину. Вместе с умирающими от голода бойцами Власов выживал в течение месяца.

Не исключено, что в Ставке понадеялись на полководческий талант командующего. Однако мог ли даже гениальный стратег вытащить из плачевного положения окруженную армию? Другая вероятная мотивация Сталина, отправившего Власова на опаснейший участок – желание расправиться с возможным будущим любимцем армии.

Сравнивая себя с генералом Самсоновым, оказавшимся в подобном положении в годы Первой мировой войны, Власов говорил, что в отличие от Самсонова, у него не было ничего, ради чего стоило бы покончить с собой. Если Сталин и рассчитывал на самоубийство Власова, то явно просчитался.

Власов счёл слишком опасным и тот путь, по которому многие бойцы его армии пытались прорваться к своим – через узкий коридор. А возможно, он просто знал, что в Москве его ждёт в лучшем случае понижение в должности, в худшем – суд и расстрел за неудачную операцию.

                                      * (запрещённая организация в РФ)