Эта история началась в 1924 году. Тогда во влажных тропических джунглях Британского Гондураса (ныне Белиз) на полуострове Юкатан группа археологов под руководством англичанина Фредерика Альберта Митчелл-Хеджеса вела работы по расчистке древнего города цивилизации майя. Едва угадывающиеся старинные постройки чуть не полностью были поглощены непроходимым лесом. Обильная растительность очень затрудняла работу археологов, и для облегчения раскопок решено было выжечь лес. Когда дым окончательно рассеялся, участникам экспедиции открылось удивительное зрелище: каменные развалины многочисленных построек, пирамид и огромного, на тысячи зрителей, амфитеатра. За древним поселением, с легкой руки Фредерика, закрепилось название Лубаантун – «Город упавших камней».
Блеск в сумерках
Прошло три года. Митчелл-Хеджес собрал новую экспедицию, чтобы продолжить начатые раскопки цитадели майя. На этот раз к археологам присоединилась юная дочь Фредерика, Анна. Девушка разделяла увлечения отца, и ей не хотелось упускать возможность поучаствовать в столь интересном и привлекательном для нее деле.
В апреле 1927 года, в день своего семнадцатилетия, Анна помогала Фредерику разбирать остатки массивной стены одного древнего храма, рухнувшей прямо на алтарь. Когда наступил вечер и вся команда начала понемногу расходиться отдыхать, в сумрачное помещение, где все еще находились Митчелл-Хеджес и его дочь, упал последний луч заходящего солнца. И вдруг, под его мягким светом, среди щебня и мусора ярко сверкнул какой-то странный предмет. Анна принялась осторожно освобождать его от завала, и тут ее взору предстал необычный человеческий череп, сделанный в натуральную величину из горного хрусталя. Девушка аккуратно очистила его от песка, пепла, ополоснула водой и от увиденного пришла в неописуемый восторг. Череп был так умело и искусно отполирован, что даже тот, кто никогда не увлекался археологией, не задумываясь, назвал бы эту интересную вещь не иначе как произведением искусства.
Правда, у черепа не хватало нижней челюсти, которая, судя по всему, была отдельной, подвижной частью конструкции и крепилась к основе с помощью шарниров. Но, каково было удивление всех участников экспедиции, когда через три недели буквально в десяти метрах от первоначальной находки нашлась и недостающая деталь. Теперь, когда экспонат обрел свой первоначальный вид, он стал выглядеть еще более загадочно и отчасти даже зловеще. При малейшем дуновении ветерка нижняя челюсть начинала двигаться вверх-вниз, создавая тем самым впечатление молчаливого «разговора».
Шло время. Очередной этап работ был завершен, и вся экспедиция благополучно вернулась на родину. Необычную находку Митчелл-Хеджес, по просьбе дочери, решил, на какое-то время оставить у себя дома. Как-то вечером Анна, в очередной раз любуясь неожиданным подарком судьбы, уснула, оставив череп у изголовья своей кровати. Проснувшись утром, она вспомнила, что ей приснился довольно странный сон, в котором перед ней, как наяву, пронеслись в деталях отдельные моменты жизни древних индейцев, неизвестные ей ранее. Сначала девушка не придала этому никакого значения и уж тем более не связала свое сновидение с черепом. Но в следующий раз, когда удивительная находка вновь осталась на ночь возле ее кровати, сон, уже с другими подробностями, повторился.
Теперь сомнений не было – череп каким-то удивительным образом открывал перед Анной устои прежнего, до конца неизведанного мира. Девушку очень заинтересовал этот феномен. Она нарочно стала оставлять череп возле себя на ночь, чтобы вновь и вновь, совершая столь необычное перемещение во времени, становиться невольной свидетельницей такой далекой и непонятной ей жизни. Подробностями всего увиденного Анна регулярно делилась с отцом, и тот высказал предположение, что, возможно, найденный череп относится к разряду магических и когда-то он использовался шаманами и колдунами племен майя во время ритуальных обрядов. Другого объяснения подобному явлению найти не удалось, а поскольку он вовремя не рассказал о нахождении столь ценного экспоната, да еще и скрывал его у себя дома, то обратиться за помощью к специалистам Фредерик не мог.
На что потрачены века?
Только в начале 60-х годов, уже после смерти Митчелл-Хеджеса, Анна решилась обнародовать некогда утаенную находку. Она рассказала о ней друзьям семьи – реставраторам и искусствоведам Фрэнку и Мейблу Дорлендам и попросила их провести детальное научное исследование черепа. Молодые люди согласились и взяли артефакт к себе домой. В первый же день они заметили, что с черепом постоянно происходят какие-то странные вещи: буквально в течение нескольких часов он не один раз смог каким-то необъяснимым на первый взгляд образом поменять свой «облик».
Так, например, днем, когда на него попадали лучи солнечного света, над ним возникло сияние, подобное нимбу, причем по мере движения солнца его цвет все время менялся. Вечером, когда в комнате зажгли камин, у «мертвой головы», вдруг зажглись глазные впадины и стали светиться каким-то неестественным пугающим светом. На следующий день Дорленды провели более тщательный осмотр находки. Во время него они обнаружили внутри черепа целую систему линз, призм и каналов, которые, как оказалось, и создавали столь необычные оптические эффекты. Но исследователей поразило не только это. Главным было то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки, что, по идее, было совершенно невозможно. Тогда Дорленды решили обратиться за консультацией в знаменитую фирму «Хьюлетт-Паккард», специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.
Результаты экспертизы потрясли не только искусствоведов. Технологи «Хьюлетт-Паккард» подтвердили, что на черепе действительно нет ни малейших следов механической обработки, а это значит, что неизвестные мастера при изготовлении данного предмета не пользовались ни резцом, ни каким-либо другим инструментом. Кроме этого, исследование показало, что череп был сделан задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки, а горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается. Но самым поразительным открытием было то, что череп, вес которого составляет 5,13 кг, был вместе с нижней челюстью изготовлен из цельного кристалла. Причем, как оказалось, вопреки всем известным законам физики.
Сам по себе горный хрусталь, или бесцветный кристаллический кварц, очень твердый минерал. Еще в Средние века европейцы думали, что прозрачный твердый камень получается из обыкновенного льда, долгое время пролежавшего под толщей земных пород. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи, уступая лишь топазу, корунду и алмазу, и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно.
В современных условиях кварц обрабатывают на специальном высокотехнологичном оборудовании, причем, чтобы сохранить целостность кристалла, движение резца направляют исключительно вдоль осей роста. Создатели же хрустального черепа ухитрились обработать горный хрусталь вручную, причем против направления роста кристалла. Выходит, что те, кто сотворил этот удивительный предмет, не имели ни малейшего представления ни о кристаллографии, ни о волоконной оптике. Но тогда почему же он не развалился в их руках во время изготовления? При такой твердости материала это более чем загадочно. Сотрудники лаборатории были в недоумении.
Долго думая над результатом исследований, Дорленды пришли к выводу: видимо, сначала куску кварца, возможно, с помощью алмазов, придавалась черновая форма, а затем производились шлифовка и полировка посредством воды и песка. Но это настолько усердная и кропотливая работа, что на ее выполнение должно было уйти не менее трехсот лет, а значит, ею были заняты люди нескольких поколений. Даже представить трудно насколько важным и весомым было предназначение предмета, изваять который требовались века.
В поисках…
Весть о необычной находке быстро дошла до историков и этнографов, и те начали искать все, что могло пролить на ее загадку хоть какой-нибудь свет. И вскоре кое-какие следы нашлись. Так, в древних индейских преданиях упоминалось о том, что некогда существовало тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти», которые хранились отдельно друг от друга и находились под бдительным присмотром жрецов и специальных воинов. И тут же начался их поиск, который вскоре дал свои первые результаты. Подобные черепа обнаружились в запасниках некоторых музеев и у частных лиц, причем не только в Америке, но и в Европе, и в Азии. При этом черепов оказалось значительно больше тринадцати и не все они были столь совершенны, как «Митчелл-Хеджес».
Большинство из них выглядели значительно грубее. Похоже, это были более поздние и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.
Тогда один из наиболее авторитетных исследователей хрустальных черепов, Фрэнк Джозеф, предложил узнать: был ли у черепа «Митчелл-Хеджес» прототип и, если был, как он выглядел? Для чистоты эксперимента это задание поручили двум независимым группам: нью-йоркской полицейской лаборатории, специализирующейся на реконструкции лиц по черепам, и группе экстрасенсов, которые «подключились» к черепу в состоянии транса. Интересно, что те и другие независимо друг от друга заявили, что «прототипом» хрустального черепа был череп молодой девушки, причем портреты, полученные обеими группами, оказались, весьма схожими. Что касается остальных найденных черепов, то не все они были отнесены к человеческим.
Так, «Череп майя» и «Череп инопланетянина» имеют явно нечеловеческие черты, и кем были их прообразы, узнать пока невозможно.
По ходу поисков черепов неожиданно выяснилась еще одна интригующая деталь. Оказалось, что древние хрустальные черепа интересуют не только историков, но и некие тайные общества. Так, буквально из-под носа археологов в Гондурасе бесследно исчез так называемый «Розовый кварц» – шедевр, не уступающий по своему совершенству «Митчелл-Хеджесу», с такой же съемной нижней челюстью. Расследование установило, что до исчезновения его несколько раз пытались выкрасть жрецы какого-то тайного культа и, видимо, их последняя попытка все-таки увенчалась успехом. Выходит, что хрустальные черепа представляют собой не только научный интерес, хотя предназначение этих притягательных и пугающих предметов доподлинно неизвестно никому. Возможно, именно поэтому эта тема порождает множество домыслов и догадок.
Некоторые ученые полагают, что древние люди использовали их в лечебных и психотерапевтических целях. Для такого мнения есть основания. Есть люди, которые после «общения» с черепом «Митчелл-Хеджес» излечились от тяжелых болезней. А, например, владелица «Черепа инопланетянина» Жоке фон Дитан уверяет, что опухоль ее головного мозга, к удивлению врачей, рассосавшаяся сама по себе, пропала именно благодаря хрустальному черепу. Джоан Парке унаследовала свой хрустальный череп «Макс» от тибетского монаха, который весьма успешно использовал череп для лечения людей. Наблюдения исследователей и расспросы очевидцев показали, что хрустальные черепа действительно как-то воздействуют на тех, кто приближается к ним. Причем на разных людей – по-разному. Одни при этом испытывают дискомфорт и непонятные страхи, другие падают в обморок и на какое-то время теряют память, а третьи, наоборот, странным образом успокаиваются и даже впадают в блаженное состояние.
Черепа – связь с прошлым и будущим…
Существует устойчивое мнение, что хрустальные черепа обладают еще и мистическими свойствами. Об этом говорят многие «контактеры». Так, выяснилось, что нечто подобное тому, что видела в своих снах Анна Митчелл-Хеджес, испытывали на себе и исследователи другого, так называемого «Британского хрустального черепа».
Экстрасенсы и высокочувствительные люди дружно уверяют, что черепа навевают им особые, почти гипнотические состояния, сопровождающиеся необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Иногда, особенно в моменты глубокого транса, это были «странные видения из далекого прошлого, а возможно, и из будущего».
Впрочем, не только особо чувствительные, но и обыкновенные люди утверждают, что временами видели, как череп в темноте начинал светиться или наполняться «белым туманом», а затем в нем появлялись «таинственные образы людей, а также гор, лесов, храмов и... тьмы. Действительно, если подолгу вглядываться в глазницы некоторых из черепов, в них можно увидеть удивительные картины. Например, Фрэнк Дорленд тоже утверждает, что он и его сотрудники, в течение семи лет работавшие с черепом «Митчелл-Хеджес», видели в нем многое: «другие черепа, костлявые пальцы, камни, искаженные лица и горы». Более того, Дорленд признался, что во время работы с черепом он часто слышал таинственные звуки: «звон серебряных колокольчиков, тихий, но отчетливый... голоса людей, хором распевающих странные песни на непонятном языке... шепот и различные постукивания». Что это – память о прошлых событиях, навсегда вошедшая в кристалл? Особые резонансные свойства хрустальных черепов? А может, и то и другое?..
Откровения людей, переживших рядом с черепами такой мистический опыт, заставили историков внимательнее посмотреть на древние мифы и легенды, в особенности на те, которые рассказывали о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Там могли скрываться ответы на интересующие их вопросы.
У ацтеков, например, череп всегда обозначал подземный мир, смерть и потусторонний мир. Иногда они специально развязывали войны, чтобы захватить больше пленников для человеческих жертвоприношений. Возможно, хрустальные черепа со светящимися глазницами были как-то связаны с этими ритуалами.
В древних мифах индейцев описан такой ритуал: тринадцать священнослужителей в разных местах одновременно должны были вглядываться в «свой» череп. Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. А еще легенды говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов, в том числе и самого Кукулькана – белокожего бородатого «бога планеты Венера», который когда-то, «во времена полного мрака», спустился с небес и подарил индейцам знания: письменность, математику, астрономию, научил строить города, пользоваться календарем, выращивать богатые урожаи...
Это, конечно, не проливает на историю с черепами должного света, но позволяет выдвинуть предположение, что «Митчелл-Хеджес» – «главный» череп, который объединяет остальные и является «черепом власти». Возможно, все черепа информационно связаны между собой и некими неизвестными еще черепами, которые, может быть, находятся даже вне пределов Земли и употребляются как средство коммуникации, вроде своеобразного интернета. Многие ученые по сей день пытаются найти ответ на вопрос о происхождении и предназначении хрустальных черепов, но эта тайна пока тайной и остается.