Меня зовут Екатерина, мне 28 лет, я работаю в Казанской духовной семинарии методистом и дирижером, также преподаю церковное пение у юношей и хоровое пение у девушек, обучающихся на регентском отделении, кроме того, работаю регентом в церкви, где служит мой отец. По совместительству являюсь руководителем и дирижером Православного хора казанской молодежи. Год назад я окончила консерваторию и с апреля того года работаю в семинарии. Молодежный хор же существует уже полтора года.
Я православная. Дело в том, что после обычной школы я окончила регентскую школу при Московской духовной академии, потом закончила музыкальный колледж, после чего – Казанскую консерваторию. Так как я имею образование и светское, и церковное (регентское), меня и пригласили работать в Казанскую семинарию.
Мой отец – священник. Но он никогда не был инициатором того, чтобы я пошла туда, абсолютно. Это мое личное желание, возникло оно на почве того, что у меня там учился дядя, он тоже батюшка. Папа же был тем человеком, что помог мне полюбить музыку. У нас дома всегда играла музыка. Это могли быть мужские, смешанные хоры, классическая музыка (особенно Вивальди). Я настолько привыкла к этому, что считала это уже чем-то неизменным и общепринятым.
Всё начиналось с неукротимого желания иметь свой хор. Конечно же, в идеале, профессиональный, а не любительский, но для начала хотя бы какой-то. Я часто ездила на различные православные молодежные съезды и однажды попала на международный съезд православной молодежи, проходивший в Курске. Каждая страна на съезде представляла свой коллектив, было много хоров. Эти хоры были маленькие, любительские, но при этом пели очень классно, эмоционально и с душой, что называется. Послушав их, я очень загорелась идеей, что у нас тоже может получиться, что это на самом деле не так сложно.
Поговорила с их руководителями, увидела, как хористы кайфуют от своего дела, и подумала: «Всё, пора создавать свой!» Однако долгое время вообще не представлялось никакой возможности. Я обдумывала разные варианты, даже какое-то время проработала в музыкальной школе, но все-таки меня это не устроило, потому что при работе с детьми твои возможности ограничены, да и условия там были такие, что мы не могли нормально развиваться.
Возможность приблизиться к мечте появилась, когда я познакомилась с руководителем православного молодежного отдела в Казани. Он показал мне помещение, в котором собирается православная молодёжь и проводятся разные регулярные встречи. Я решила, что стоит попробовать. Дальше мы уже продумывали детали: приобрели электронное пианино, посмотрели площадку, расклеили и дали по всем каналам связи объявления, а после организовали прослушивание. Пришло много людей, взяли мы где-то половину всех пришедших, так как нам нужны были те, кто имеет какие-то музыкальные данные: хороший голос, музыкальный слух и умение быстро ориентироваться.
Обыкновенно у нас такой план работы: мы готовимся к определенным праздникам, связанным с православным календарем, например, это Пасха, Рождество и другие значимые праздники. Иногда мы делаем сольные концерты с программой примерно на час, посвященные какому-либо событию и т. п.
Кроме сольных концертов, мы также принимаем участие в спектаклях и постановках театральной студии: если это спектакль, то в роли народа, например, а если это постановка, то можем спеть там несколько песен. Еще есть выездные форматы.
Например, мы часто выезжаем в детские дома, даем сольные концерты и радуем маленьких зрителей; были в домах престарелых, доме ветеранов, центре для детей-инвалидов
Также мы выезжаем в ближайшие поселки и деревни, даем концерты в разных районах города, поем в храмах на их площадках. Мы были в ближайших городах, таких как Елабуга и Нижние Челны, принимали участие в фестивале в Чистополе, в фестивале колокольного звона в Алексеевске, в фестивале народных промыслов в Казани.
К сожалению, наш хор не получает абсолютно никакую поддержку, потому что мы, наверное, никогда об этом не задумывались и никогда не просили. Если нам что-то нужно, мы справляемся своими силами. Но сейчас, например, нам нужна форма, так как у нас до сих пор нет одинаковой одежды для всех, и мне бы хотелось заняться этим в первую очередь.
Денег с хористов я, естественно, не хочу брать, потому что они либо студенты, либо же работают за копейки, так что, наверное, когда-нибудь я куда-нибудь обращусь с этим вопросом.
Я хорошо отношусь к различным инструментам, но с самого начала чувствовала, что хочу быть именно дирижером хора, иметь коллектив, создавать с группой своих единомышленников общую музыку, бороться за какую-то идею. Ведь это еще общение и дружба, а человек, играющий на инструменте, общается непосредственно только со своим инструментом. Однако я сама также играю на гитаре и фортепиано. Дирижер должен уметь всё.
Основная моя цель на данный момент – иметь свой профессиональный хор, мне не хотелось бы всю жизнь дирижировать любительским молодежным хором, а хотелось бы, чтобы труд людей, с которыми я пою, оплачивался. Но пока не слишком понятно, как этого добиться, это для меня больной вопрос, я часто думаю об этом и переживаю. Я пока не могу сказать, что многого достигла, скорее я на пути к своей основной цели. С Божьей помощью получается достигать каких-то успехов, но в любой момент все это может прекратиться. Пока Господь дает силы, я буду трудиться дальше.