Из цикла "Русская Арктика - история подвига"
Гибель парохода «Семён Челюскина», эвакуация членов экспедиции папанинцев с СП-1 заставила советское руководство изменить своё отношение к полярным исследованиям. С той поры покорение Арктики стало планомерным, взвешенным и хорошо просчитанным. Целенаправленно на протяжении десятилетий создаётся мощнейший ледокольный флот, хорошо оснащенная полярная авиация, аэродромы, морские и речные порты, до более сотни точек по всей Арктике расширяется сеть полярных станций и обсерваторий.
ЦК КПСС и Советское правительство в 1957 году ставит задачу превращения Северного морского пути в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов. И по трассе регулярно шли караваны судов, ведомые мощными ледоколами «Москва», «Ленинград». Но запаса топлива дизельным ледоколам хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны на протяжении всей навигации. Ими стали атомоходы.
Постановление о строительстве атомного ледокола "Ленин" было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года.
Проектирование корабля осуществлялось под руководством Главного конструктора Василий Неганова на ленинградском ЦКБ-15 (ныне ПАО "ЦКБ "Айсберг", Санкт-Петербург).
Атомный ледокол «Ленин» был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути и экспедиционного плавания в Арктике.
Спуск «Ленина» на воду состоялся в декабре 1957 года. 3 декабря 1959 года на атомном ледоколе «Ленин» был поднят государственный флаг СССР. В строй вошло первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой. С этого дня родился отечественный атомный ледокольный флот.
Атомоход представлял собой гладкопалубное судно водоизмещением 16 тысяч тонн, длина корабля — 134 метра, ширина — 27,6 метра, высота бортов — 16,1 метра, глубина погружения корабля в воду — 10,5 метра. Это позволило расположить на корабле две мачты, а в кормовой части судна размещалась взлетно-посадочная площадка для вертолетов ледовой разведки.
Мощность силовой установки — 32,4 мегаватта (44,0 тысячи лошадиных сил). Разработкой атомной паропроизводящей установки занималось ОКБ Горьковского завода № 92 (ныне Акционерное общество "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова", Нижний Новгород) под руководством Главного конструктора Игоря Африкантова и научным руководством Анатолия Александрова.
Ледокол был способен передвигаться со скоростью до 36,3 километра в час по чистой воде и 3,7 километра в час — разламывая лед толщиной около двух метров.
Только в первую пятилетку работы — в 1960-1965 годы — корабль прошел более 137 тысяч километров, из которых около 105 тысяч километров — по льду и и самостоятельно провел более 450 судов .
Экипажу ледокола были созданы хорошие рабочие и бытовые условия для длительного арктического плавания.
Интерьер атомохода был полностью отделан карельской березой и кавказским орехом.
Ледокол был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.
21 июня 1970 года после реконструкции и усовершенствования ледокол «Ленин» начал первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути: Мурманск — Дудинка — Мурманск. Через полгода ледокол осуществил сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек, а в 1976 году совершил первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй.
Атомоход «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации.
В 1989 году атомоход совершил свой последний рейс в Арктику и был выведен из эксплуатации. Ледокол «Ленин» на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и отработал на ледовых трассах 30 лет. Он участвовал в 26 арктических навигациях, провел 3741 транспортное и ледокольное судно, прошел 654,4 тысячи морских миль.
В результате ввода в строй атомного ледокола навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев. Кроме того, атомоход стал кузницей практической подготовки кадров для атомного морского флота России, способствовал становлению инфраструктуры базового обслуживания атомных судов.
Флагман атомного флота СССР в 1989 году стал музеем, напоминающим о славных страницах истории. 5 мая 2009 года ледокол был приведен к морскому вокзалу города Мурманска, где начались работы по преобразованию корабля в современный выставочный центр.
Успешная служба первого атомного ледокола, на пять лет превысившая запланированный срок, позволила в 1975-2006 годах заложить восемь атомных ледоколов — «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы», а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Как и когда появились русские полярные станции https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/5d9349c68d5b5f00b14d59f6/edit
Папанинцы на полюсе. Как готовили экспедицию https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/papanincy-na-poliuse-kak-gotovili-ekspediciiu-5d4be095ac412400adc748b7
Как челюскинцы выживали на льдине. Рассказывают участники событий: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/kak-cheliuskincy-vyjivali-na-ldine-rasskazyvaiut-uchastniki-sobytii-5ca4f5d68f7b6100b3fd1c5c
Кто был первым на Северном полюсе https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/kto-byl-pervym-na-severnom-poliuse-5cf915659511bd00afb4f470
Арктические экспедиции и зимовки адмирала А.В. Колчака-Полярного https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/arkticheskie-ekspedicii-i-zimovki-admirala-av-kolchakapoliarnogo-5d371891f8a62300ad7189fc
Эпопея седовцев. 812 дней дрейфа во льдах 15-ти смельчаков https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/epopeia-sedovcev-812-dnei-dreifa-vo-ldah-15ti-smelchakov-5cf664bc2d133400afd9a060
Ледокольный пароход «Александр Сибиряков»: впервые с запада на восток по Северному морскому пути! https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/ledokolnyi-parohod-aleksandr-sibiriakov-vpervye-s-zapada-na-vostok-po-severnomu-morskomu-puti-5cf653af388e2100af05c944
Ледорез «Фёдор Литке»: впервые с востока на запад по Северному морскому пути! https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/5cf65646bbfeea00af30e976/edit
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в совместном интернет-проекте «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev и в совместном интернет-проекте «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Спасибо за внимание!