Несмотря на то, что масштабная авария 1 июня в Дзержинске потребовала вмешательства президента, ожидать, что плачевная ситуация в оборонной промышленности изменится к лучшему, не стоит. Напротив, можно прогнозировать рост числа техногенных катастроф, и не только в оборонной, но и во всей российской промышленности.
Вот только одна из причин для таких ожиданий. 3 июня 1989 года произошла самая страшная железнодорожная трагедия советских времен. Тогда произошел взрыв на трубопроводе в районе Уфы, в результате чего погибло почти пятьсот пассажиров поезда. Причиной этого стало грубое нарушение существовавших стандартов при строительстве трубопровода (точнее сказать, продуктовода – по нему перегоняли сжиженный газ). Казалось бы, пустяк – ну написано, что нельзя по трубе такого диаметра прокачивать сжиженный газ, – подумали, что обойдется. И получили трагедию.
И как раз в тридцатую годовщину этого события руководитель Росстандарта господин Абрамов обрадовал общество, что принято решение об отмене около 10 тысяч советских стандартов. Представляете – 10 тысяч!
А ведь многие из этих стандартов написаны кровью – на основе таких вот трагедий. Да, наверное, есть среди них такие, которые можно не учитывать, но есть и критические, несоблюдение которых ведет к катастрофам.
В России уже отменили стандарты в продовольственной сфере и мы теперь сидим на пальмовом масле – и неизвестно, какими будут последствия для здоровья десятков миллионов людей, для новых поколений.
Теперь отменяют и другие стандарты из-за того, что они, по словам господина Абрамова, мешают ведению бизнеса. То есть, интересы бизнеса выше, чем интересы людей. Боюсь, что в Дзержинске основной причиной трагедии стало то, что кто-то счел стандарты безопасности помехой ведению бизнеса, решив, что если их не соблюдать, можно заработать лишние деньги.
С таким подходом новые техногенные катастрофы просто неизбежны. В том числе в Дзержинске.
Президенту нужно бы в первую очередь снять господина Абрамова с поста главы Росстандарта за эту попытку и больше не подпускать его к государственным должностям. А затем начинать разбираться, какие из советских ГОСТов, СанПинов и так далее действительно можно отменить, а которые наделить правом неприкосновенности.
И решение должны принимать не такие деятели, как господин Абрамов, чей послужной список показывает, что он вряд ли представляет, что такое ГОСТ и для чего он нужен. По каждому стандарту должно приниматься аргументированное решение. Потому что в советское время эти требования брались не с потолка, а на основе накопленного опыта и направлены были на предотвращение негативных последствий, аналогичных уже случившимся.
Но поскольку приоритетом у нас являются интересы бизнеса, задача извлечения прибыли, этого сделано не будет.
Президент пальчиком погрозит: «нельзя!». Но ничего не изменится, ситуация будет только усугубляться.
Виктор Алкнис