Сегодня ко мне на прием обратилась мама с сыном 22 лет. Пациентом считался сын. Но его состояние гораздо больше беспокоило маму, чем его самого, тревоги у нее было больше.
Сын несколько лет царапает себе лицо. Маме говорил, что случайно. Она в течение некоторого времени так и полагала, но, поскольку ситуация повторялась из раза в раз, засомневалась.
Он единственный ребенок в семье. Судя по всему, мама его чрезмерно опекает с детства до настоящего времени. У отца с сыном отношения более далекие и прохладные.
Далее я попросил маму подождать в коридоре и продолжил беседу с молодым человеком без нее. Парень заканчивает ВУЗ. Учится успешно, будущая специальность нравится. Не женат. Мало того, у него никогда не было девушки.
Насколько я могу судить, он симпатичный, спортивного телосложения, умный. Девушки в школе обращали на него внимание, он как бы был и не против, но инициативы не проявлял, поскольку очень стеснялся и робел. И отношения дальше платонической стадии не заходили. Сейчас он учится в техническом ВУЗе, и девушек среди его окружения вообще мало.
Я стал его расспрашивать – сознательно ли он царапает себе лицо? Он отвечал неопределенно, но я так понял, что да, совершенно осознанно. Тогда зачем?
- Шрамы мужчину украшают? - пошутил я.
- Ну, в общем, да, - совершенно серьезно ответил он мне.
Он не чувствует себя брутальным мужиком, а хотелось бы. И он выбрал такой необычный способ.
- Мне кажется, что так я выгляжу мужественнее и старше, - добавил он.
А дальше суть моих рекомендаций сводилась к тому, что лучше быть, чем казаться. Мы говорили о его страхах перед девушками, он попросил пошаговые рекомендации – как подойти к девушке и начать отношения. Мы поговорили об этом.
- Спасибо, я все понял, - сказал он.
Я предложил ему продолжить консультации. Он не дал четкого согласия, повторив, что все понял и дальше должен действовать сам. Ну что же, пусть у него все получится.