Идея проехать автостопом половину России до озера Байкал родилась у нас с почти сразу после того, как летом 2011 года меня из-за просроченного паспорта высадили из поезда на границе с Украиной, и мы, изменив планы, были вынуждены ловить попутки, чтобы не тратить деньги и не терять время, ожидая автобусы или поезда. Тогда мы проехали менее 100 километров.
Поскольку раньше никогда так далеко, а от Москвы до Байкала более 5000 километров, автостопом не ездили, то у нас было довольно много вопросов. Надо было понять какими дорогами и через какие города лучше и быстрее ехать, прочитать разные истории автостопщиков, прикинуть сколько времени и денег придется потратить, решить, какие вещи с собой брать. Планировать путешествие стали еще зимой, а летом были почти полностью уверены в успехе поездки, ибо все стало ясно, хотя нам очень часто говорили люди, далекие от автостопа и вообще путешествий, что это ужасно опасно, что нас обязательно ограбят и все будет плохо.
Старт поездки был запланирован на 22 июля 2012 года, и утром того дня мы первым делом опоздали на электричку до Рязани. Зачем нужна электричка до Рязани, если мы едем автостопом? Для того, чтобы отфильтровать лишние грузовики, которые едут недалеко, решили уехать на общественном транспорте максимально далеко от Москвы, а Рязань как раз находится на трассе М-5, которая нам и нужна. Но электричку проспали, поэтому пришлось немного подождать и доехать до Коломны, через которую тоже проходит необходимая дорога. Из Коломны мы на автобусе доехали до Луховиц, а там еще пешком зачем-то протопали несколько километров. Мы не знали, как и где лучше тормозить грузовики, и решили подальше уйти из населенного пункта.
После того, как кончились Луховицы, мы остановились и начали стопить грузовик. Сразу решили, что в легковушки не будем садимся, потому что едут они не так далеко и не ясно, кто за рулем может оказаться, а дальнобойщики надежные. Как минимум, нам так советовали опытные автостопщики. Через 15-20 минут тормознула фура и мы радостные запрыгнули в кабину. Оказалось, что дальнобойщик едет до Тольятти, а это почти 800 километров.
Нашего первого водителя звали Александр, сам он родом из Беларуси, но обычно возит разные грузы из Европы в Россию. Подобные перевозки немного сложнее, чем просто по России. Все дело в разных экологических стандартах и стандартах технического состояния самих грузовиков, упаковки грузов, времени работы водителей. В Европе все жестко и по графику, там у дальнобойщиков такой же рабочий день, как и у всех — 8 часов в день с перерывом 45 минут, 5 дней в неделю. У многих думаю возникнет вопрос: а как можно контролировать распорядок дня у водителя, который постоянно перемещается? В каждом грузовике есть устройство, на которое пишется время и расстояние сколько проехал дальнобойщик. Полиция в Европе периодически останавливает фуры и проверяет данные на этих устройствах, если обнаруживается нарушение, то водителю и компании перевозчику грозят большие штрафы. Старые приборы записывают данные на бумажный диск, похожий на компакт-диск, и у дальнобойщиков называются «шайбами». Их довольно просто можно обмануть, поэтому сейчас ставят полностью электронные устройства.
Через несколько часов дороги наш водитель проголодался, и мы свернули на стоянку грузовиков, чтобы пообедать. Водители кушают либо в придорожных кафе-столовых, либо готовят сами. Кабина грузовика это на самом деле целый домик. Внутри есть холодильник, спальное место, полки для вещей, водители возят канистру воды, баллон с газом и горелку, чтобы готовить еду.
Александр рассказывал, что самое неприятное, это въезд в Европу, где постоянно длинные очереди на таможне, в которых можно простоять два дня, а если грузовик немного не проходит по стандартам, то его спокойно не пустят и развернут обратно. Например, в его грузовике даже рация настроена немного по-другому. Канал хоть и 15-ый, это основной канал дальнобойщиков в России, но с каким-то небольшим отклонением по частоте. Поэтому он слышит большинство разговоров водителей по рации, но обычно не отвечает, ибо его мало кто услышит.
Рация дальнобойщиков, это реально их твиттер. Самое оживление обычно в пробках или на железнодорожных переездах, потому что дальность охвата примерно 20 километров. Невероятное количество мата, шуток и иронии.
Дороги в России разные. Но если в общем, то в 2012 году большинство было в очень плохом состоянии.
Все 5000 километров мы с Аней ехали вот так: я сидел в кресле, а она сидела-лежала на спальном месте. На самом деле, по правилам в кабине может ехать только два человека, поэтому Ане приходилось прятаться перед постами ДПС, иначе бы нас тормознули и оштрафовали.
Когда едешь автостопом, сложно планировать будущее. Когда мы выходили на трассу, то не знали через сколько тормознем грузовик, до куда будет ехать водитель, где будем потом ночевать, что кушать и когда помоемся. Многим людям крайне необходимы эти самые простые вещи каждый день, и они и дня не выдержали бы в таких походных условиях, но у нас была цель и огромное желание проехать именно автостопом.
У меня был большой походный рюкзак на 75 литров, в который влезло все самое необходимое: спальный мешок, часть палатки, немного одежды, теплая кофта-флиска, дождевик, средний походный газовый баллон, кофр с фототехникой, ноутбук, аптечка и средства гигиены, гора зарядок, запасные очки, паспорт, деньги и всякая мелочь. Только самое необходимое!
Сложно долго ехать и постоянно говорить с водителем, поэтому один из нас периодически отрубался на час поспать, а другой развлекал дальнобойщика разговорами. На самом деле, почти всегда водитель рассказывает что-то только сам.
Около часа ночи недалеко от Пензы было решено остановиться, чтобы сходить в туалет и попить чая. Газовую горелку вытаскивать из кабины не обязательно, достаточно просто открыть одну дверь.
Перед тем, как поехать дальше, Александр обошёл весь грузовик и проверил состояние колес. Среднее левое колесо на трейлере почему-то быстро стало спускать воздух, причем сдувалось оно прямо на глазах. Что делать? Остановились мы не в чистом поле, а тоже на стоянке с кафе, заправкой и шиномонтажом, который откроется только в 8 утра. В итоге, водитель три часа менял колесо сам, хотя я постоянно пытался помочь ему.
Вы знаете, какое колесо грузовика тяжелое? Запаска крепится под трейлером так, что его нельзя просто закатить туда, а надо именно как-то поднять и положить. Мы это сделали очень хитро, используя бордюр и рычаг. Водитель Александр потом признался, что делал все это только из-за нас, иначе бы просто лег спать до утра, спокойно поменял колесо на шиномонтаже и поехал бы дальше.
Примерно к половине пятого утра колесо было заменено на запасное, водитель пошел мыться баню, а мы купили себе пива, ибо спать совсем не хотелось.
Но на запаске долго ехать нельзя, потому что у шины совсем другой рисунок и резина. Дело в том, что иногда шины взрываются. А взрываются они так, что подскакивает трейлер, который загружен на 15-20 тонн. Опаснее, когда взрываются передние рулевые колеса, тогда тягач сразу уносит в сторону и теряется управление. Но бывает еще страшнее. Очень редко шины взрываются, когда грузовик стоит и рядом находится человек. Александр рассказал, что как-то одному водителю совсем не повезло. Тот вышел проверить колеса, постучал по шине, и она взорвалась. Водитель остался жив, но ему оторвало обе ноги.
Ночь пролетела очень быстро, из-за горизонта стали появляться первые солнечные лучи, Аня уснула, а мы с Александром искали работающий в 7 утра шиномонтаж.
Когда появилось солнце, водитель включил радио, Аня проснулась, и мы начали разговаривать все вместе. Тогда появилось это приятное теплое ощущение, что у тебя впередиочень много интересных и необычных приключений, что ты уже далеко от дома. И самое главное, что появилось незабываемое ощущение дороги. Подобное никогда не почувствуешь, когда едешь на поезде или летишь на самолете.
Меняется дорога, меняется пейзаж за окнами, меняются грузовики и водители, а ты все едешь дальше.
Фоткать из окна кабины, которая прыгает на рессорах, довольно сложно. Мы видели очень много красивых мест, которые просто не получалось снимать из-за движения и тряски.
В 8 утра приехали в шиномонтаж, там сняли колесо и вытащили вот такой длинный болт из шины. Я не знаю, где мы могли его словить, но водитель предположил, что наехали на этот болт, именно когда остановились попить чай, ибо на стоянке многие ремонтируются и оставляют иногда случайно всякие запчасти.
После шиномонтажа нас всех стало дико вырубать спать, и пришлось остановиться поспать полтора часа.
Вопреки стереотипам и глупым рассказам, проституток на дороге видели всего несколько раз.
На подъездах к Тольятти нашему водителю позвонили и сообщили, что разгружаться надо только на следующий день, и сейчас никакой необходимости ехать в город нет. В итоге, Александр остановился километров за 40 до Тольятти, а мы с Аней даже немного расстроились, что надо прощаться с ним.
Очень вовремя рядом оказалась река Волга, ибо мы уже порядком загрязнились и покрылись слоем пота с дорожной пылью.
После купания в Волге, мы вернулись обратно на трассу, чтобы ехать дальше до Самары, но долгое время почему-то никто не останавливался. Ане стало плохо из-за жары, но внезапно остановилась какая-то непонятная маршрутка, которая за 250 рублей взяла нас до Самары. Это немного нарушало общую концепцию путешествия, но мы решили, что небольшие расстояния около городов можно проезжать на общественном транспорте.
В Самару мы приехали вечером 23 июля 2012 года, на тот момент прошло 32 часа в дороге. Никаких друзей или знакомых в Самаре не оказалось, поэтому пришлось найти дешевый хостел за 1400 рублей в сутки за двоих.
Все утро 24 июля мы мотались по Самаре в поисках бесплатного быстрого Wi-Fi, потому что в 2012 году LTE не существовало, а нам надо было выложить видео о путешествии. Залили видео и пошли отправлять всем желающим первые открытки.
Желания оставаться в Самаре не было, мы решили ехать дальше. Для этого надо было понять, как вообще выехать из города, и попасть на трассу М-5, чтобы ловить грузовик в сторону Челябинска. Немного пораскинув мозгами, мы решили поехать на автовокзал, чтобы выяснить ситуацию.
На автовокзале мы выяснили, что лучше всего будет выйти на Московское шоссе и дождаться маршрутки номер, которого я уже не помню, чтобы доехать до поселка Красный Яр. Прошло больше часа, солнце уже село, а нашей маршрутки так и не было. Оставаться в Самаре и идти в гостиницу желания совершенно не было, поэтому мы сели в другую маршрутку, которая довезла нас до поселка Новосемейкино. До трассы М-5 оставалось ещё 4 километра, вокруг не было никого и совершенно темно! Выбора у нас особого не было, пришлось топать вдоль неосвещенной дороги.
Пока шли по темной дороге, что само по себе опасно ночью, Аня упала и сильно ударилась коленками. После дорожной развязки мы немного попытались постопить, но в темноте нас было совершенно не видно. После того, как мы прошли 5 километров, было решено устроить тайный лагерь в кустах и дождаться рассвета, чтобы спокойно продолжить путешествие.
У нас была двухместная палатка и спальники для существования на Байкале. Я предполагал, что однажды нам придется ночевать у трассы, но не думал, что так быстро. Поспали мы часа четыре и начали собираться, как только стало светать.
Стопить в сторону Челябинска мы начали в 6 утра 25 июля 2012 года. Поскольку мы нормально не ели с предыдущего дня, надо было этот вопрос в такой ранний час, пришлось опять топать по дороге дальше. Кафе мы нашли, но открывалось оно только в 8 утра, а было 6 с чем-то или ближе к 7 часам. Нас стало внезапно ужасно вырубать, стало тяжко, хотя мы совсем недавно проснулись.
Делать было нечего, поэтому мы решили попробовать тормознуть грузовик, хотя машин было еще совсем мало на дороге. После часа стояния на дороге ничего не удалось застопить, но зато открылось придорожное кафе, куда мы сразу ломанулись, и после плотного раннего обеда появилось много сил.
Дальше начался самый сложный, как оказалось, этап за всю поездку. Пытались стопить, никто не тормозил, очень много шли в поисках стоянки грузовиков. Мимо проезжало очень много дальнобойщиков, но всем было на нас плевать. Это при том, что участок после Самары считается довольно простым в плане автостопа.
Мы заходили на стоянки дальнобойщиков, общались с водителями, но все либо ехали обратно, либо не брали двоих. Пытались стопить просто на трассе, у заправок, у дорожных кафе. Ничего не получалось! В итоге, мы прошли пешком еще 10 километров, потому что стоять на одном месте просто скучно. Тем временем, наступил уже час дня, а это значит, что больше 6 часов подряд автостоп совершенно не удавался.
Все было печально до тех пор, пока не остановилась легковушка. Мы опасались, но выбора не было, и пришлось сесть. До этого нашли на карте стоянку дальнобойщиков дальше на трассе до которой было 5 километров, поэтому мы проехали с парнем на легковушке всего несколько минут и вышли. Там стоял всего один грузовик. И знаете что? Дальнобойщик взял с собой до Уфы.
Нашего второго водителя звали Петр, родом он из Киргизии. Если первый водитель часто бывает в Европе, то Петр периодически ездит в Китай, где «покупает всякие дешевые вещи, которые довольно быстро ломаются».
У дальнобойщиков нет точной зарплаты, они получают за количество километров, которые проехали. Хорошей стоимостью одного километра в 2012 году считалось 3,5 рубля. Получается, чтобы в месяц зарабатывать 70 тысяч рублей, необходимо проехать 20 тысяч километров. За сутки можно реально проехать до 1000 км, получается немногим больше 20 рабочих дней.
В общении с дальнобойщиками всегда есть некий переломный момент, когда из совершенно незнакомых людей вы становитесь вроде бы уже своими. Изначально Петр даже не хотел нас брать с собой, но я рассказал, что мы уже очень долго не можем ничего застопить, и он согласился.
После нескольких часов разговоров, Петр сообщил, что вообще-то едет даже дальше Челябинска и теперь с удовольствием нас довезет.
До этого путешествия я мало ездил по России, поэтому представлял себе федеральную трассу широкой хорошей дорогой, причем даже двухполосной в каждую сторону, но реально все оказалось совершенно иначе.
Например, довольно долго трасса может быть узкой, но вполне ровной и без кочек, а потом внезапно стать очень плохой, с ямами или вообще грунтовкой.
Всю дорогу Петр уговаривал нас забить на Байкал и поехать в Киргизию на озеро Иссык-Куль. Рассказывал, как там красиво и дешево отдыхать. Мы даже задумались.
Солнце садилось, день заканчивался, а на горизонте показалась Уфа, которую мы объехали по объездной дороге.
Ночевка была запланирована в небольшом городе Сим, куда мы приехали около двух часов ночи по местному времени. Петр остался спать в кабине грузовика, а мы забрали все вещи и пошли в гостиницу.
Обычные номера в гостинице были занят, мы уже испугались и настроились на то, что снова придется в темноте ставить палатку, но нам сообщили, что есть места в вагончике. Мы не сразу поняли, что за вагончик. Снаружи это был просто кирпичный дом, а внутри настоящий купейный советский железнодорожный вагон, где сдаются койки по 200 рублей. Сами купе никак не закрывались, поэтому все вещи мы спрятали под сидения и улеглись спать.
Утром 26 июля 2012 года мы подъехали к Челябинску. Собрались мы уже вытаскивать все вещи, но Петр не отпускал и настоятельно предлагал попить с ним кофе напоследок. Отказаться мы не могли.
Дальше наш дальнобойщик уехал в сторону Троицка, а нам надо было добираться до самого Челябинска, но об этом в следующей части рассказа.