Найти в Дзене
VK Cloud

Россия способна на экспорт образовательных технологий

Оглавление

В 2014 году Worldskills – международное движение рабочих профессий, в числе которых есть и специальности ИТ-блока, – пришло в Россию. А в 2019 году оказалось, что наша страна стала лидером в освоении ряда современных ИТ-компетенций. И хотя, в большинстве своем, мы привыкли считать Россию отстающей в сфере инноваций, но именно Российская федерация предлагает сейчас системный подход в развитии ИТ-компетенций на уровне глобального движения. На 45 мировом чемпионате рабочих профессий, который пройдет летом этого года в Казани, будет представлен целый набор новых ИТ-специальностей под маркой Futureskills. И в этом — по большей части — заслуга российской стороны.

Международный союз Worldskills известен прежде всего за счет проведения чемпионатов среди государств-участников по профессиям среднего специального образования и разработки соответствующих стандартов и методик подготовки членов национальных сборных. В широком значении деятельность российского Союза – это создание и внедрение современных стандартов профессиональной подготовки специалистов соответствующей квалификации. Причем речь идет не о базовом образовании, а в основном о взращивании кадров на стыке отраслей, когда нужно одинаково хорошо понимать и процессы обработки данных, и возможности использования технологий интернета вещей.

По этой причине многие организации, испытывающие сейчас потребность в «цифровых» кадрах, активно изучают опыт организации. В рамках подготовки к чемпионатам эксперты берут на вооружение самые передовые способы оснащения рабочего пространства, разработчиков, инженеров, аналитиков: ведь на кону не только удобство и оптимальность работы, но и золотая медаль чемпиона.

Экспортный потенциал digital skills

Со временем выяснилось, что инновационные ИТ-профессии, связанные с обработкой больших данных, машинным обучением, виртуальной реальностью, интернетом вещей и облачными вычислениями, во всем мире только формируются в качестве международных стандартов – и потому в основной медальный зачет чемпионата пока не включены. При этом лишь в Российской Федерации на сегодня сформирован так называемый блок профессий будущего Futureskills, в котором объединены указанные компетенции: под них разрабатываются требования и стандарты подготовки конкурсантов с перспективой включения этих компетенций в основную сетку состязаний.

Различные страны в рамках национальных внутренних инициатив вводят у себя лишь отдельные элементы ИТ-профессий будущего. Например, Ирландия озаботилась облачными вычислениями. США и Сингапур раньше всех обратили внимание на кибербезопасность. Но это выборочный подход – в итоге получается, что объединение целого списка ИТ-профессий в зоне Futureskills произошло только в России. Теперь этот проект опережающей подготовки кадров от российского представительства WorldSkills уже презентуется другим государствам как передовой опыт.

Выполнение практического задания на национальном финале чемпионата в Казани

Источник: Worldskills Russia, 2019
Источник: Worldskills Russia, 2019

На прошедшем в конце мая национальном финале чемпионата Worldskills в Казани в качестве факультативных компетенций были представлены большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей. Представители некоторых стран приняли участие в соревнованиях по этим дисциплинам, хотя в целом чемпионат был национальным. Иностранных участников допустили, чтобы они могли подготовиться к предстоящему мировому первенству.

Пока презентационные компетенции не относятся к основным и не влияют на общий командный зачет, но интерес к ним иностранных конкурсантов свидетельствует о том, что к российскому опыту начинают присматриваться. Именно отечественные инициативы и методики могут стать основой будущих общемировых стандартов в инновационных дисциплинах. Из этого можно сделать вывод, что причислять Россию к аутсайдерам в осмыслении новых цифровых профессий преждевременно.

Заместитель директора департамента по работе с промышленностью и развитию новых компетенций Worldskills Russia Полина Федорова говорит: «Мы впервые в истории мировых чемпионатов объединили компетенции Future Skills в один блок и призываем всех участников как внутри страны, так и за ее пределами воспринимать это как следующий шаг в подготовке профессий будущего. Мы рассматриваем сами компетенции и новые образовательные технологии, на которых строится подготовка специалистов, как наш экспортный потенциал. За прошедшие 3 года Россия прибавила в рейтинге Worldskills, стала завоевывать призовые места, что даёт основания полагать — и мы это видим на практике — что международной общественности есть, чему у нас поучиться».

Рабочее пространство на национальном финале чемпионата Worldskills в Казани

Источник: Worldskills Russia, 2019
Источник: Worldskills Russia, 2019

На предстоящем 45 чемпионате мира, который пройдет в августе в Казани, среди презентационных специальностей заявлены машинное обучение, большие данные, облачные технологии, технологии информационного моделирования BIM, интернет вещей. Соревнования пройдут с участием иностранных претендентов. В ближайшее время предстоит проверить, насколько тактика концентрированной работы по ИТ-профессиям завтрашнего дня по российскому образцу стала действительно конкурентоспособной.

Глобальные задачи в России

Сегодня очевидно, что опыт Союза «Молодые профессионалы» востребован в реформе образования. Сразу в трех правительственных программах организация выступает исполнителем и соисполнителем различных мероприятий. Это национальный проект «Цифровая экономика» в части раздела «Кадры для цифровой экономики», национальный проект «Демография» и федеральная программа «Молодые профессионалы».

Подготовка к выступлению на национальном финале чемпионата в Казани

Источник: Worldskills Russia, 2019
Источник: Worldskills Russia, 2019

При подготовке кадров для цифровой экономики будут применяться методы, единые для всех отраслей. Для формирования навыков по профессии предлагается установить базовый 6-тимесячный срок. Это период концентрированной подачи обучающего и практического материала, превращающего человека в специалиста по конкретной профессии, востребованной в реальном секторе. Подобное обучение не является альтернативой классическому среднему профессиональному образованию, где специалист в течении долгого времени осваивает общую профессиональную культуру. А вот чтобы стать дата-аналитиком, ему и потребуется 6-тимесячный курс по соответствующим стандартам для дата-аналитиков.

Автор статьи: Антон Кураш

Оригинал статьи размещен здесь: https://mcs.mail.ru/blog/ne-ozhidali-rossiya-sposobna-na-ehksport-obrazovatelnyh-tekhnologij/