В одной из публикаций я упоминала, что в середине ХХ века наблюдался особый подъём книгоиздания. В начале 70-х годов в СССР действовало 233 издательства различных уровней: центральные, республиканские, издательства автономных республик, краев и областей. Приведу некоторые статистические данные: в 1971 году ежедневно выпускалось в среднем 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр, на 100 человек населения страны приходилось 645 экземпляров, книги и брошюры издавались на 65 языках народов СССР и 42 иностранных языках. Процветало и детское книгоиздание – книги для детей в этот период выходили миллионными тиражами. Активно развивались и укрупнялись региональные книгоиздательства. Несомненно, в регионах уделялось особое внимание местным авторам, кроме того выходили книги как признанных отечественных, так и зарубежных писателей. Качество бумаги и полиграфии, конечно, не всегда было на высоте, но, что касается детских книг, то их оформлению уделялось особое внимание. Чаще всего это были незатейливые брошюры, однако, красочно оформленные и с качественными иллюстрациями.
Сейчас всё меньше остаётся книг, вышедших в свет практически полвека назад. Некоторые из них ни мы, ни наши дети не прочтут никогда, хотя достойных читательского внимания и признания среди произведений прошлых лет достаточно.
Сегодня я хочу рассказать о книге, вышедшей в Западно-Сибирском книжном издательстве в 1966 году, с тех пор не переиздававшейся ни разу, что очень жаль. Это замечательная детская книжка с рассказами Романа Кравцова «Маленький хитрец» и великолепными иллюстрациями художника Л. А. Груздева.
История одноимённого рассказа такова: охотник, прохаживаясь по лесу, увидел, как из травы выбежала серая тетёрка. Вела она себя так, словно тяжело ранена, и, подпрыгивая и кувыркаясь, пыталась увести человека в сторону. Делала она это намеренно. Видимо недалеко от этого места у неё находился выводок. Охотник, разгадав её уловки, решил проверить, чему же она научила своих деток и узнать, хорошо ли спрятались малыши. Долго пришлось ему искать тетеревят в траве, и вот увидел одного под листом черемицы.
«Малыш прижался к земле и ни с места. Не пошевелился даже тогда, когда я невзначай чуть не наступил на него. Только одни глаза, маленькие, подвижные, внимательно следят за мной… Он испуганно смотрит, а сам жмёт, жмёт тельце к земле. Дрожь, видно, заглушить пытается…»
И всё же перехитрил маленький тетеревёнок охотника, когда тот взял его в руки, шея у птички обмякла, голова отвисла, болтается, глаза закатились, плёнкой матовой затянулись… Раздосадовался охотник на свою неосторожность, опустил птенца на небольшой пень, решил в ямку закопать мёртвую птичку. Тем временем маленький хитрец
«… потихоньку открыл сначала один глаз, потом – другой, … соскочил с пня и шмыгнул в траву. На прощанье весело крикнул мне: тьи, тьи, тьи. Видно, на птичьем языке означало: «Попробуй, теперь найди!» Вот проказник! Обманул, да ещё и дразнит!»
Второй рассказ в книге Романа Кравцова называется «Я сам поймал усача». Это познавательное повествование о семействе дятлов, о том, как подрастающие птенцы, глядя на своих родителей, обучались жизненным премудростям, учились самостоятельно добывать пропитание, радуясь первым успехам, и учились быть настоящими лесными докторами.
Третий рассказ «Ястреб и тетёрка» о том, как тетёрка доверилась охотнику, спасаясь от ястреба.
С удовольствием хочу отметить, что детям очень нравятся эти чудесные добрые рассказы. На библиотечных уроках ребята с интересом рассматривают старые книги, внимательно слушают громкое чтение библиотекаря. Искренне радуются неожиданному воскрешению маленького хитреца, восхищаются трудолюбием дятлов – целителей леса, благородством охотника, вернувшегося из леса без добычи, но спасшего тетёрку. На первый взгляд, весьма, незатейливые рассказики из старой книжки полувековой давности, однако, они выполняют важную роль в развитии эстетического чувства ребёнка, воспитании любви к родной природе, в развитии познавательного интереса у детей.
Ещё о книгах, навсегда уходящих, можно прочесть в этой статье и в следующей.