Одна из основ рисунка и живописи с натуры – это сравнение и анализ. Мы сравниваем наш рисунок с натурой, которую изображаем, мы сравниваем отдельные части натуры между собой, мы сравниваем цвет, тон, форму, анализируем их.
И есть такое понятие, как камертон. Это понятие как раз относится к основам понимания того, как рисовать, как писать красками, чтобы правильно сравнивать, анализировать…чтобы выразительно передавать натуру, какой она есть и выражать при это свое видение.
Камертон в изобразительном искусстве (если говорить словарной терминологией) - это контрольный предмет или участок наблюдаемого пространства в натуре, а также контрольное изображение на рисунке, отдельное пятно, с которым сравниваются другие предметы или пятна по светлоте, цветовому оттенку и насыщенности.
Это, конечно же, очевидно! Ну как еще рисовать, если ничего не сравнивать? Рисунок без сравнения с натурой и без сравнения составляющих частей рисунка между собой не существует.
Однако, не все так просто! Вопрос всегда в том, относительно чего лучше сравнивать и как выбрать этот камертон, если вы осознанно хотите вести свою работу. Все очень индивидуально, конечно. И в этом-то и загвоздка – невозможно расписать камертон по определенным правилам. Однако…
Что принять за камертон
Я постаралась выделить три варианта, относительно которых хорошо сравнивать, особенно начинающим:
- самое светлое (градация от самого светлого участка). Это те места, тот предмет, который самый белый, который не нужно покрывать тоном, цветом. Часто, таким местом выступают блики, и относительно них мы смотрим, насколько все темнее бликов. При рисовании контрастных предметов мы можем отталкиваться от мест, где этот контраст наиболее обозначен (то есть граница между темным и светлым, смотрим, насколько все темное относительно освещенного участка). Также присмотритесь, какой изображаемый предмет, место наиболее светлое.
Кусочек освещенного участка на передней чесночине – камертон
- ведущий цвет, если вы работаете в цвете. И тут можно подразделить на два варианта – либо вы сравниваете все с цветом, который хорошо чувствуете и можете относительно него все сопоставить, либо у изображаемого есть ведущий или акцентный цвет, и вся концентрация внимания должна быть на нем. Например, вы рисуете желтые одуванчики в вазе, цвет которых в данной обстановке – и ведущий, и акцентный, и вообще главный.
Все внимание должно быть на нем, а все остальное выстраиваться в сравнении с этим цветом.
- «любимый кусок» (как говорил Н.П.Крымов – художник-педагог). Это самый простой способ и в графике, и в живописи, главное, определиться – что для вас самое важное – показать небо или траву на переднем плане (если речь о пейзаже), глаза человека или его черты и душевное состояние в общем, или вы хотите выделить композиционный центр в натюрморте, поэтому выбрали камертоном тот предмет, который как раз им и является.
В этом портрете главным для меня был цвет платка, поэтому в процессе работы я сравнивала, как работают другие цвета рядом с ним. Плюс профиль девушки вырезан светом на заднем плане – сравнивала, насколько все остальное плотное по тону, относительно этого белого света. То есть у меня было два контрольных участка – камертона.
Казалось бы, все просто и очевидно. Но часто так бывает, что садясь за какую-то работу, у вас разбегаются глаза, вы никак не можете определиться, с чего начать и как быть. Так вот выдохните, расслабьтесь и посмотрите на натуру внимательно и собрано. Вспомните про сравнение, определите камертон для себя, и вперед! Периодически в процессе работы сравнивайте все другие части изображаемого с камертоном и анализируйте, что у вас получается. И все будет отлично!
Подпишись на канал, поделись статьей в соц сетях, и не забудь поставить лайк, это будет мотивировать меня писать еще больше статей.