Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Год театра: Парижская опера как модель общества

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Парижская опера (L’Opéra) – Жан-Стефан Брон, 2017

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Документальный фильм о закулисье Парижской национальной оперы. В кадр попадают репетиции, творческие обсуждения, заседания руководства театра, борьба с профсоюзами, парижская стажировка молодого певца Михаила Тимошенко из Оренбурга. И все это – в залах и за кулисами Опера Гарнье и Опера Бастилии. Фильм снимали в течение полутора лет, поэтому слышен даже отголосок терактов 2015 года в Париже.

Удивительные декорации, высокий профессионализм, отточенные движения и выверенные арии. Зрителю важно понимать, что это совсем не развлечение, а сложная, трудоемкая, изматывающая работа: это особенно ощущается по уставшему дыханию балерины после генеральной репетиции «Баядерки».

Для Миши, после Оренбургской области, а затем учебы в Германии, - это реализация мечты: попасть в один из лучших театров мира, познакомиться со звездами оперной сцены, увидеть и услышать столько всего, что глаза и уши буквально разбегаются в разные стороны.

В первой части фильма театр готовится к постановке оперы «Моисей и Аарон» Арнольда Шёнберга. Опера сложная, неоднозначная - таковы и приготовления: то забастовка профсоюзов с требованием поднять зарплату и прекратить сокращения, то странные костюмы, в которых певцы хора плохо слышат себя и других.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но главный герой здесь - мускулистый бык редкой породы, которого выводят на сцену и вымазывают черной краской. Он несколько недель готовился к репетициям, ему врубали Шёнберга на полной громкости, выводили на сцену постоять с людьми, разработали для него свой режим и условия труда. Ему нравится, когда его моют под теплым душем, поэтому постоять у бассейна (его соорудили прямо на сцене), а потом помыться от краски на местной парковке не составило труда.

Репетируют «Баядерку», и мы видим изнуренных балерин, которые, несмотря ни на что, держат голову высоко, а спину прямо. Минута молчания перед выступлением, потому что на днях в клубе был совершен очередной теракт, убиты десятки молодых людей.

Многие сотрудники работают за кулисами. На сцене их не видно, и только их работа так или иначе проступает, ведь без них спектакль немыслим. Это костюмеры, диспетчеры, помощники... Кто-то делает прически, кто-то приносит воду, кто-то гладит рубашки. Арии знают наизусть, подпевают по нотам и со словами, даже если это не родной для них язык.

Потолок Гранд-опера, расписанный Марком Шагалом
Потолок Гранд-опера, расписанный Марком Шагалом

Вот, например, неизбежный для любого театра форс-мажор: исполнитель главной партии заболел, да еще и на Пасху! Надо срочно найти кого-то на замену. Нашли.

Или вот дирекция обсуждает цены на билеты: если билет стоит 150 евро, то поход в театр вдвоем с женой будет стоить уже 300, а если поднять цену до 250, то на двоих это будет уже 500! Обсуждают, как можно оптимизировать цены, их снизив!

Или вот детский оркестр из совершенно разных юных музыкантов с разными характерами и способностями. Торжество мультикультурализма. А вот в балетной труппе назрел конфликт (ну а где их нет?). И репетиции, репетиции, прогоны, снова репетиции...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В интервью изданию The Hollywood Reporter режиссер фильма Жан-Стефан Брон говорит:

Идея была в том, чтобы иметь своеобразную уменьшенную модель общества с разными уровнями власти - от тех, у кого ее много, до тех, у кого ее нет вовсе. Мне интересно было посмотреть на это общество и его работу, как на утопию. Вот еще почему это имеет политический подтекст. Я снял фильм в тот период времени, когда у людей возникло чувство общности, чувство работы над большим проектом. Это не так часто встречается. Мы все очень разобщены, и тяжело верить во что-то и работать над чем-то вместе. Это произошло в Парижской опере, но могло произойти и в любом другом месте.

До «Оперы» он снял политический документальный фильм «Казус Блохера» об одиозном швейцарском политике правого толка Кристофе Блохере.

Фильм «Парижская опера» - победитель 39 Московского международного кинофестиваля в номинации «Лучший документальный фильм».

Здание Опера Бастилии построено при Миттеране по проекту канадско-уругвайского архитектора Карлоса Отта.
Здание Опера Бастилии построено при Миттеране по проекту канадско-уругвайского архитектора Карлоса Отта.

Приятного просмотра!

Дополнительно:

1) Михаил Тимошенко рассказывает о том, как попал в труппу одного из главных оперных театров мира: «Я пою в парижской опере, и про меня сняли фильм»

2) Интервью Жан-Стефана Брона Российской газете

3) Жан-Стефан Брон на фестивале современной хореографии CONTEXT (Москва, Петербург) в сюжете Телеканала Культура

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡