Восстановление объединенной Армении, целостности армянской государственности обеспечит фрейм переходного периода. Именно данный фрейм позволяет обойти проблему непризнанности Арцаха, как государства, возникшего на территории бывшей Азербайджанской ССР. Подобное мнение выразил NovostiNK координатор, недавно созданного в Арцахе Альянса “Миацум” Рачья Арзуманян.
“Этот же фрейм позволяет Армении и Арцаху избежать конфликта с международным правом и интересами центров силы. Более того, до окончательного уточнения своего статуса на международной арене, а также границ с Азербайджаном Арцах будет принимать участие в обсуждении проблем карабахского урегулирования, сохраняя за собой необходимые внешнеполитические функции, в целом передаваемые МИД Объединенной Армении”, - подчеркнул он.
По оценкам аналитика, качественные изменения, претерпеваемые мировой политической системой и средой безопасности, делают сохранение постсоветского пространства невозможным. И изолировать процессы на Кавказе или Центральной Азии от процессов на Большом Ближнем Востоке сегодня невозможно. В этом свете, формирующаяся среда безопасности требует от государств бывшего СССР адаптации к новым реалиям и разработки нового фрейма государственного и национального строительства.
Арзуманян констатирует, что к завершению постсоветского периода армянская государственность пришла в состоянии глубокого системного кризиса, осознания исчерпанности и опасности фрейма двух государств. Соответственно, сегодня он видит необходимость в разработке национальной стратегии по восстановлению Декларации независимости Армении в рамках фрейма единого государства. Что в свою очередь требует начала переходного периода, в рамках которого армянский народ будет преодолевать негативные последствия постсоветского периода, одним из которых является фрейм двух армянских государств.
Одной из целей национальной стратегии Арзуманян видит достижение де-юре Миацума, объединения армянских государств с целью достижения единства конституционного поля и единой армянской государственности. По его оценкам, с учетом проживания до 80% армян вне пределов Армении, конституционное поле должно отобразить данную реальность, предоставляя возможность учесть права и обязанности данной части армянства по отношению к армянской государственности.
“Фрейм переходного периода должен создать необходимые условия для преодоления внешних и внутренних факторов и достижения де-юре объединения армянских государств. Учитывая сложность региональных и геополитических вызовов и угроз, фрейм выстраивается на основе усложнения архитектуры армянской государственности, когда РА и Арцах в качестве элементов создают объединенное государство. Сегодня существует три возможные формы объединения армянских государств: конфедерация, федерация и унитарное государство. На мой взгляд, создание федеративного государства с президентской формой правления представляется наиболее приемлемой из них формой”, - подытожил координатор Альянса “Миацум”.
Давид Степанян