Найти тему
Великая Отечественная

К сожалению, ни памяти, ни совести, ни малейшей справедливости в присуждении наград не было.

Из воспоминаний фронтовика Михина Петра.

Постоянно находясь на переднем крае, мы даже не думали остаться в живых, награды нас тогда не интересовали. Практически не до них было. Основное это свою боевую задачу выполнить! Фрицев по максимуму истребить и подчиненных сберечь. В то время о себе не думали, даже свыклись, что непробиваемые. Кто вместо нас с большим опытом воевать будет?

Нам тогда одного хотелось, чтобы нас награждали оперативно. Награждали на передовой в присутствии всех участников боя. Пока мы все живы и можем порадоваться, что наш подвиг замечен и не забыт. Все затяжки с награждением лишь верхам были выгодны.

После определенного времени все события и люди просто забывались, в списки попадали люди непричастные к прошедшим боям. Очень строгая засекреченность наградных списков скрывала необъективность в этих награждениях.

Истинные герои рождались на передовой, их славила вся передовая. Скупая мужская оценка подвига, знающих толк в боях, это наибольшая награда для бойца. Мы готовы были умереть каждую минуту, не рассчитывали получить награду по итогам года, когда политотдел подобьет баланс на наградные. Суеверные радовались, что награды их обходили-значит пока не убьет...

Передовая солдатская молва об героях никогда до политотдела не доходила. Политотдел был далеко от передовой и не знал, что там происходит. Хотя о чем говорят на передовой, сразу становилось известно там. Имена настоящих героев редко в том списке появлялись.

Жизнь на передовой и жизнь в тылу это полный контраст. На передовой отчаянная и бурная жизнь с опасностями, жизнь без будущего. Тыл это мирная и размеренная жизнь, есть перспектива на будущее. На передовой нам было не до наград. А тыловики после очередной операции у начальства начинали тереться, ждали званий и наград.

В дивизии два непробиваемых командира было, оба батальонами командовали-Абаев и Морозов. Они постоянно под огнем, на них практически и дивизия выезжала. В батальоны остатки полков сводили, бывало и от дивизии. Они все время победителями были. В каких только переделках не побывали...

Они оба всегда в поддержку мою артбатарею просили. Всегда в комбатом рядом находился в цепи наступающих, таким же неубиваемым был. Никогда пехоту не подводил, атаки противника останавливал, огневой вал впереди наступающих катил. Постоянно уничтожал врага.

Вся дивизия этих комбатов знала, но начальство их ничем не выделяло. Ни наградами, ни званиями. Так до конца войны на батальонах провоевали. Орденов у каждого два и все. Морозов Днестр форсировал, но Героя не дали. Начальству их самостоятельность не нравилась и чувство собственного достоинства. Они на фоне угодничества и подхалимажа оба выделялись. Только бог им должное даровал-выжили.

Таких офицеров до нервного истощения использовали. Существовали дома отдыха для штабных офицеров и других тыловиков. Окопные офицеры свою второсортность чувствовали, но о перспективах и не мечтали. В основном одно слышали: "Вперед, ....! Не возьмешь высоту-расстреляем!". Эту второсортность офицеры переносили спокойно, как судьбу.  Честно служили Родине.

Политотдел решал, кого награждать. Справедливости в присуждении наград не было.

Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-" нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-2

ДРУГИЕ СТАТЬИ:

ВАЛЬС С ТИГРОМ
НА ВЫСОТЕ ТИГР
КТО ОСТАНОВИЛ ГОТА
-3