Фото: Фото: Игорь Логвин
В Петербурге с 17 по 19 мая прошел фестиваль поп-культуры Comic Con, на котором собрались любители комиксов, сериалов, аниме и игр, а также просто те, кто хотел посмотреть на полуголых странно одетых людей. Фестиваль прошел в павильоне №7 в «Ленэкспо». «Телеграф» решил поучаствовать в мероприятии и рассказать о своих впечатлениях.
Среди яркого хлама
Не успел я войти в павильон, где собрались поклонники современной поп-культуры, как ко мне подошла 16-летняя девочка с ярко зелеными волосами в откровенном наряде и попросила сигарету. В ее глазах читалась скука, а из одежды на ней был только странный укороченный топик и еще более укороченная юбка.
Она представилась как «Эван» — школьница, которая увлекается косплеем. Я спросил ее, кого она сегодня в таком наряде косплеит, на что она ответила: «Да никого. Родители денег не дали в этот раз. Просто решила нарядиться покрасивее и все. Чтобы не выглядеть дурочкой».
Мы вошли в павильон, и тут меня чуть не хватил поп-оргазм. Такого количества разного интересного, но бесполезного хлама я еще нигде не видел: мечи, флаги, постеры, кружки, игрушки, брелки, какие-то совсем непонятные артефакты поп-культуры, одежда, хвостики и ушки, и еще тысячи и тысячи всяких вещей, мимо которых сложно пройти в здравом рассудке.
Передо мной пробежал почти голый мужик с грязными волосами и окровавленным мячом. Потом в голову чуть не прилетел световой меч от ноунейма-джедая. Вспышки камер, которые ловят каждое движение местами очень привлекательных косплеерш, толпы детей, ждущих в длинной очереди, чтобы сделать фотографию с игравшим Колосса в «Дедпуле» и «Дедпуле-2» актером Стефаном Капичичем, сотни разных звуков, начиная с музыки и заканчивая чьим-то истерическим смехом. Вокруг творился какой-то контролируемый хаос.
«Это только первое впечатление. На самом деле здесь не так много интересного. Особенно когда денег нет», — прошептала Эван, видя мой слегка растерянный взгляд. Она провела меня к сцене, где проходило дефиле не аккредитованных косплееров. Большинство из них выглядело сногсшибательно, словно картинки из игр, аниме и фильмов. Эван рассказала, что «косплей — это дорогое удовольствие» и лично она делала его трижды: на косплей Акиры (ребенок-«мутант» из одноименного аниме) она потратила около 5 тыс. рублей, на Зену (героиня из фэнтезийного сериала «Зена — королева воинов») около 12 тыс. рублей и почти 15 тыс. рублей на Люкса Аркадия (персонаж из аниме «Хроники непобедимого Бахамута»). Она также отметила, что есть и те, кто тратит на косплей одного персонажа по 30, 80 и 100 тыс. рублей.
«А зачем это вообще нужно? Какой в этом кайф?», — спросил я. На что она ответила: «Ну это просто забавно, чувствовать себя в шкуре любимого героя. Да и фоточки потом классные получаются. У меня вот почти 7 тыс. подписчиков в Instagram».
Грустные авторы
В углу павильона ютились авторы комиксов. Каждый был погружен в работу и сосредоточенно рисовал. Кто-то делал это тоскливо, потому что их работы почти не покупали, а кто-то с энтузиазмом набрасывал портреты посетителей за 350 рублей.
Я внимательно наблюдал за девушкой лет двадцати в костюме, чем-то напоминающем форму «Сбербанка». Она подходила к одному из авторов уже второй раз, покупала еще пару комиксов и убегала к своим друзьям, стоящим неподалеку. «Так, я бомж, но мы еще не закончили. Дайте взаймы косарь, господа. Обещаю, верну», — просила она скороговоркой. Ей с неохотой протянули деньги, и она в третий раз побежала закупаться. Но судя по ее, в итоге, недовольному виду, и этого было мало.
Тем временем на сцене выступали некоторые авторы комиксов. Мы с Эван вновь стояли там и слушали историю успеха Далибора Таладжича, который нарисовал, к примеру, «Дэдпул истребляет вселенную Марвел». Стоящие рядом дети смотрели на него с открытыми ртами и легкой завистью в глазах. «Я с детства любил рисовать. Но не коней статичных каких-нибудь, а истории. Правда, тогда в Югославии с комиксами были проблемы. Да и родители говорили мне, что я занимаюсь какими-то детскими забавами. Но мне все равно хотелось рисовать комиксы, и при этом взрослые», — рассказывал он. Дети тем временем понимающе кивали.
Следом выступил представитель команды проекта «This is хорошо» и пожаловался, что Стас Давыдов (стенд-ап видеоблогер из Латвии, ведущий веб-сериала «This is Хорошо») не приедет. Сразу после этой новости часть толпы, собравшейся у сцены, рассосалась. Остались только те, кому скучно, и истинные фанаты комиксов.
Вместе с представителем на сцене был один из авторов презентуемого графического романа и блогер, специализирующийся на комиксах, Денис Оптимистер. Они увлеченно рассказывали об общем проекте — комиксе «This is хорошо», пытались шутить, обливались потом, Денис по сто раз повторял «Купите Шапочку» («Шапочка» — название написанного им комикса), но толпа оставалась глухой и по-своему пассивной.
«Сегодня комиксы в России — это самое рок-энд-ролльное искусство. На нас просто особо не обращают внимание», — заявил один из авторов со сцены.
Всеми любимый Рамси
Постепенно к сцене начала подтягиваться толпа. И вот уже стоит не тридцать человек с каменными лицами, а несколько сотен с нетерпением ждущих его — Ивана Реона, известного россиянам по роли Рамси в сериале «Игра престолов» и Саймона из «Отбросов». И мы с Эван в самом центре этой толпы. Рядом жмется девушка лет 18, которая находится в полуобморочном состоянии. Ее ноги трясутся, на глазах слезы. Она трогает свою подругу и жалобно стонет: «Вот он, боже. Какой хорошенький. Я не верю. Он рядом. Посмотри, он там, улыбается».
Толпа гудит, я чувствую, как многие девушки просто не находят себе места. Появляется ощущение, что они пришли на Comic con только ради Реона. Иван поднимается на сцену и кажется, что вот-вот эта рядом стоящая 18-летняя девочка упадет в обморок или забьется в припадке «обожания». Эван тем временем просто копается в телефоне.
Посыпались вопросы из зала. Реон заметно волновался, его правая рука с длинными ногтями и с женским маникюром не находила себе место. Вопросы были совершенно разные. Кто-то интересовался, кого актеру больше всего нравится играть. Кто-то спрашивал про его отношение к Дейенерис. Кто-то дрожащим голосом заявлял, что он — начинающий актер и просил совета. А кто-то — какие произведения русской классики он читал и что ему понравилось.
Иван старался в меру открыто отвечать, часто улыбался и шутил. Кстати, в эти моменты он напоминал мне небезызвестного Голлума из «Властелина колец». При этом ему явно нравились многие вопросы, как, например, про русскую классику. Когда он уходил со сцены, мне показалось, что бедная 18-летняя девочка скончается на месте от тоски по любимому актеру. Вместе с половиной девушек в зале.
«Угадай ориентацию»
Уже направляясь к выходу, мы натолкнулись на пять девочек, образовавших кружок и что-то увлеченно обсуждающих. У них были ярко крашенные волосы и броские наряды. Всем в этой компании было не более 12 лет. Из этого кружка доносились фразы, которыми они перебрасывались как горячей картошкой: «Нет, дурочка, ты бисексуальна. А я пансексуальна!», «Фигня. Я автосексуальна», «А мне кажется, что я становлюсь асексуальной». Это был самый подходящий момент, чтобы ощутить себя слишком старым и слишком консервативным.
Когда мы вышли из павильона, Эван уселась на асфальт и закурила. На вопрос «В чем дело?» она ответила: «Не знаю. Просто скучно. Фестиваль же закончился. Надо придумать, где взять деньги. Я хочу быть Микасой Акерман (персонаж из аниме «Вторжение Титанов»)».