Найти тему
Artfragment

Что делать с 6 по 13 июня

«Ангел» Ильи и Эмилии Кабаковых, советский архитектурный модернизм, Ирина Кулик о Ричарде Таттле и Изе Генцкен. Все, куда нужно успеть сходить.

Что: инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Как встретить ангела»

Где: Площадь искусств Музея современного искусства «Гаража», Крымский Вал, 9, стр. 32

Когда: с 6 июня по 31 октября

Илья и Эмилия Кабаковы, «Как встретить ангела».
Илья и Эмилия Кабаковы, «Как встретить ангела».

Зачем идти

Работы Ильи и Эмилии Кабаковых в «Гараже» показывают не в первый раз. В 2008 году именно их выставкой открылось старое здание музея. А сейчас на площади перед культурной институцией появится инсталляция «Как встретить ангела». Впервые Кабаковы показали ее в Германии, а затем — в Амстердаме. Причем в голландской столице художников попросили установить работу у входа в клинику для душевнобольных. Илья и Эмилия Кабаковы даже встречались с жителями города. Последние были против установки и видели в инсталляции призыв к самоубийству. А вот пациенты клиники, напротив, в «Как встретить ангела» рассмотрели символ надежды. Работа представляет собой лестницу, на вершине которой стоит маленький человек, обративший руки к небу. Сюжет и название инсталляции отсылают к традиционной для авторского дуэта теме: стремлению человека вырваться за пределы своего предсказуемого и утлого мира.

Что: выставка «Пионеры советского модернизма»

Где: Музей архитектуры им. Щусева, Воздвиженка, 5/25

Когда: до 15 сентября

Павильон СССР на Всемирной выставке ЭКСПО-1958 в Брюсселе, 1958.
Павильон СССР на Всемирной выставке ЭКСПО-1958 в Брюсселе, 1958.

Зачем идти

Днем рождения советского модернизма считают 4 ноября 1955 года. Именно тогда вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». А незадолго до этого Никита Хрущев заявил, что архитектура последних 20 лет была преступной растратой средств. Советский архитектурный модернизм вырос на почве конструктивизма и сталинского классицизма. Авторы проектов будущих городских построек больше не могли использовать многочисленные украшения. На первое место выходила структура зданий. Удачными образцами советского модернизма стали Дворец пионеров на тогда Ленинских, а сегодня Воробьевых горах, первый столичный микрорайон нового типа «Новые Черемушки», ансамбль детского лагеря «Артек». Их макеты будут показаны на выставке в Музее архитектуры им. Щусева. А еще — проекты павильонов Всемирных выставок в Монреале, Москве и Брюсселе. ЭКСПО-1958 в бельгийской столице стала первым международным выступлением СССР после Второй мировой войны. Советский павильон тогда удивил участников своим новаторством и технологичностью и был назван в прессе «павильоном №1».

Что: выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин»

Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11

Когда: до 24 сентября

Павел Беньков, «Крытый базар в Бухаре», 1920-1930-е.
Павел Беньков, «Крытый базар в Бухаре», 1920-1930-е.

Зачем идти

Справедливости ради стоит сказать, что имена художников Николая Фешина и Павла Бенькова мало известны публике. От этого интереснее будет увидеть посвященную им выставку. Художники встретились еще в юности — в казанском Художественном училище, куда оба пришли учиться. Там же они стали близкими друзьями, а в 1901 году вместе переехали в Санкт-Петербург. После революции и пережитых потрясений каждый из них искал свое место под солнцем. Николай Фешин эмигрировал в США, Павел Беньков остался на родине, но поселился в Узбекистане.

Николай Фешин, «Дома в Нью-Йорке», 1924.
Николай Фешин, «Дома в Нью-Йорке», 1924.

На выставке «Место под солнцем. Беньков/Фешин» Восток встречается с Западом. Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. А восточные базары и минареты старой Бухары — рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. 

Что: лекция Ирины Кулик «Ричард Таттл — Иза Генцкен»

Где: Музей современного искусства «Гараж» (лекторий), Крымский Вал, 9, стр. 32

Когда: 7 июня, 19:30

Изы Генцкен, «Mach Dich Hübsch».
Изы Генцкен, «Mach Dich Hübsch».

Зачем идти

Ричард Таттл и Иза Генцкен — современные художники из США и Германии. Отличительная черта работ первого — миниатюрный размер, внимание к деталям и сдержанная изобразительная манера. Таттл начал выставляться в середине 1960-х годов и трижды участвовал в Венецианской биеннале. В 2014 году по заказу галереи Тейт Модерн он создал одну из редких для себя монументальных работ — тканевую инсталляцию «Я не знаю, или Ткань текстильного языка», демонстрировавшуюся в знаменитом Турбинном зале. 

Иза Генцкен — бывшая жена Герхарда Рихтера и участница Венецианской биеннале и Документы. Биполярное расстройство не помешало ей стать одной из ведущих художниц арт-сцены Германии 80-х годов. В своих работах (а это и скульптура, и живопись, и коллажи, и фотография) она комбинировала необычные материалы, которые находила в быту и на полках универмагов. Например, могла надеть на бюст Нефертити очки, а игрушечных пупсов прикрывала солнцезащитными зонтиками. Ирина Кулик расскажет, что объединяет работы Таттла и Генцкен, а также поговорит о связи этих авторов с наследием модернизма.

Что: музыкальный перформанс «Я говорю, что люблю тебя»

Где: Театр Наций, Петровский пер., 3

Когда: 11-12 июня, 20:00

-6

Зачем идти

Владислав Насташев — театральный режиссер и номинант на «Золотую маску». Но в рамках перформанса «Я говорю, что люблю тебя» он выступает в качестве исполнителя — с узнаваемыми советскими песнями в современной аранжировке. Шлягерам 50-70-х годов Насташев придает новые смыслы. У многих текстов, которые были написаны по-советски прямолинейно, появились второй план и ирония, не свойственные им изначально. «Мне интересно то, как прошлое проявляется в настоящем. Изменчивость и постоянство времени. Мы пытаемся убежать от ужасов, происходивших в истории ХХ века, но в итоге странным образом получается, что опять к ним стремимся», — отметил Насташев.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.