Найти тему

Духовой оркестр

-2

Советский Союз,конец 70-х,мы - старшеклассники,с нетерпением ждем окончания школы.На улице весна,светит солнышко и всё такое...Скоро майские праздники и всех опять погонят на демонстрацию,чтобы нести символы советской эпохи.Никакие «отмазки»от парада не принимались,всё было очень строго: в духе того времени. Однако,на счастье, к нам на урок, зашёл добрый дяденька(Саша),который объявил,что по-быстрому набирает в духовой оркестр молодых ребят.И,что все записавшиеся к нему и прошедшие отбор кандидаты, будут освобождены от школьной демонстрации. Для нас, это объявление,стало настоящим событием года.Помнится, в тот день,мы не досидели на уроках: сбежали пораньше к месту сбора «музыкантов». Как потом оказалось, желающих стать «праздничными музыкантами»,набралось больше,чем ожидал маэстро. Чтобы не обидеть никого, маэстро провел справедливый отбор(по губам), давая понять,что не все желающие могут рассчитывать на свой выбор. Мне повезло:мне досталась не самая большая труба из всего оркестра(баритон).Моему другу- горн с клавишами.Товарищу из параллельного класса,достался большой барабан,на ремне. Бедолага в начале не хотел барабанить,но потом привык,бил с удовольствием(сильно не хотел идти на школьный праздник). Слух проверяли не долго,и когда кастинг закончился,наш оркестр насчитывал порядка 15-ти человек.Разучивать ноты и заниматься начали в тот же день.Чтобы успеть выучить праздничные марши,Саша разрешил нам брать инструменты домой. Но из этой затеи ничего не вышло.Нас не поняли соседи, при том, что репетировали мы на улице, в беседке нашего двора, при активной поддержки юных поклонников духовой музыки. В итоге мы вернулись в здание общаги стройтреста, где и было ранее запланировано репетировать. По-началу, нашу игру нельзя было назвать исполнением музыкального произведения. Каждый старался и играл свои ноты,не слышал оркестр, в добавок дирижёр(худрук),часто останавливал нашу какофонию.Он делал справедливые замечания кому-нибудь из оркестра и всё начиналось по-новому.Не у всех хорошо получалось, но мы старались, работали терпеливо и с усердием. Иногда нам удавалось без остановок закончить какую-нибудь композицию.Тогда маэстро,без ложной скромности,нахваливал нас и поощрял добрыми словами.С непривычки от мундштука болели губы,от клавиш пальцы, запотевали ладони от волнения и ныла спина от напряжения. Дни шли не заметно.Приближались праздники.Мы не хотели подводить Сашу,чувствовали большую ответственность, поэтому репетировали без выходных и до самого позднего часа. Но вот настал долгожданный праздник! Чувствовалось у всех большое волнение.Собрали нас ранним утром в колонну,на одной из центральных улиц города,вместе с работниками стройтреста.Все нарядные с детьми,с флажками и шарами,пели песни,некоторые уже навеселе.Привезли музыкальные инструменты.Мы быстренько их разобрали. Где-то впереди колонны, играли другие музыканты мелодию не из нашего репертуара.Наш худрук, с трубой, как вожак, шёл впереди оркестра,дирижировал и играл одновременно кивая головой и подбадривая нас, поддерживая наше первое выступление на публике.Постепенно куда-то исчез страх, пришла уверенность перед собравшимися. Оркестр заиграл как на репетиции:чётко и слажено. Ни что не отвлекало нас от выступления.Приятно было осознавать,что тебя слушают,любят и поддерживают овациями. Мы играли так восторженно,что даже не заметили как прошло время парада.Когда всё закончилось, Саша был безумно доволен нами, благодарил нас-музыкантов за помощь в организации праздника. Мы подружились с ним и нашли в нём доброго и отзывчивого учителя. Ещё не раз пересекались наши пути с ним. Однажды, в город приехал цирк, который расположился рядом с нашей школой и Саша стал работать у них в оркестре. Пользуясь его добротой, мы частенько сбегали с унылых уроков и шли в цирк на представление. Не знаю,как он тогда договаривался с администрацией, но нас всегда пропускали бесплатно и сидели мы в первых рядах. Ещё был случай,но уже без меня. Как-то Саша собрал всех музыкантов и предложил заработать не много денег,на музыкальной «халтурке».Нужно было играть на похоронах. В то время,траурная процессия шла пешком,от дома покойного до кладбища,и маршрут пролегал через весь город. Кто-то из наших пошёл, я - нет. Менталитет был другой,и родители не поняли бы. Прошло почти пол века,а добрая память о Человеке-Саше,о настоящем друге и учителе,осталась на всегда. Такая вот,школьная история с духовым оркестром.