Сегодня среда, тополиный пух, жара, июнь :). Лень писать большие и серьезные тексты. Но я взяла обязательства. Напишу сегодня на потребу дня, на тему, вытащенную из ленты соцсетей. А там сейчас — безумие родителей, безумие детей, безумие ЕГЭ.
Тема для меня пока непонятная — старший перешел пока в 8 класс, а в мое время — бабушка, ты помнишь динозавров? — ЕГЭ не было, а были два тура предварительных экзаменов на физфак, самый первый из которых был в мае, еще до выпускных из школы.
То есть пытаться поступить на бюджет можно было три раза (а платных отделений еще не было). 90-е годы, все рвались на финансы, физиков недобор. С первого тура я и поступила. Все остальное уже было почти игрой. Эх, старые добрые времена…
Судя по безумным постам в интернете, те времена давно прошли. И на фронте “11 класс / ЕГЭ / поступление” идут настоящие бои: огромные ресурсы, тренировки перед боем, нервы детей и родителей натянуты как канаты. Настроение — победа или смерть. Потери здоровья в течении года, потери сознания на экзамене, доходит — не дай Бог — до реальных смертей.
Меня это заставляет задуматься о том, что старшему осталось всего три года — 8, 9, и 10 класс — для освоения программы школы и подготовки к этому безумию (в 11 классе никто не учится почти официально). Безумию, в котором нужно не только выжить, но и победить. Или наоборот — не только победить, но и выжить :)
Основа хорошей подготовки — это правильная постановка цели и формирование набора психологических установок. Итак, ЕГЭ по физике, химии, математике на 90-100? Олимпиады уровня всероса? Выписать цели на щит, повесить на стену, повторять с ребенком как мантру утром и перед сном?
Начать тренировки? Взять репетиторов, сформировать программу подготовки, выполнять медленно и методично, без перенапряга. Системно подойти к рубежу ЕГЭ полностью готовыми, уверенными в своих силах.
Думаю об этом, и я понимаю, что этим заниматься не хочу. И не потому, что я не желаю добра своему ребенку, или мне лень, или жалко денег на репетиторов (хотя и это тоже :)
В конфликт с таким подходом вступает личный опыт. Последние три года жизни случились сложными, все пошло не так, как я планировала.
Накатанная дорога вильнула, повернула, стала ухабистой, ушла из под ног, растворилась и пропала. Вокруг чистое поле, ни будущее, ни прошлое больше не видны. Иди куда хочешь, все риски твои. И что будет дальше — совсем не ясно.
Это очень страшно — свернуть с накатанной дороги и остаться среди поля одному. Очень. Так страшно, что просыпаешься ночами, и забываешь от страха, как дышать.
Я нашла свой способ жить в состоянии неопределенности и риска: в точках выбора представлять как можно больше возможных вариантов развития событий и свои ответные действия.
Самое важное при этом — детально представить и проработать САМЫЙ ПЛОХОЙ, самый страшный вариант развития событий и свои возможные дальнейшие шаги. И еще пару шагов после. И еще.
Ближе к концу этого увлекательного упражнения ты понимаешь, что всегда, в любых обстоятельствах можно что-то придумать, что-то сделать. А когда ты что-то делаешь, приходят новые карты, новые возможности. На непроторенных дорогах все возможности только твои, и ничьи больше — да, это несет риски, но дает возможности большого выигрыша.
Нужно только перестать бояться, расслабится, дышать, думать, выбирать, и делать.
На одном очень полезном тренинге (спасибо волшебная Ирина Ратина (Irina Ratina) мне попалось хорошее определение эффективного действия: в нем должна быть осознанность, активность, и расслабленность.
Расслабленности добиться сложнее всего, а ведь именно излишнее напряжение зачастую делает нас неэффективными.
Так что пожалуй, я не буду ставить сыну жесткие цели и твердить про ЕГЭ, олимпиады, или поступление в ВУзы в России или за рубежом, в жанре “все силы на борьбу с врагом, ничего кроме победы”.
Я буду подробно обсуждать с ним его цели, разные возможности и варианты жизни и образования после школы. Мы будем говорить с ним о направлениях развития, траекториях движения к цели, о том, что нужно делать, о плане действий.
Говорить о необходимости сфокусироваться на выбранном варианте действий, начать и продолжать работать.
Будем говорить о том, что будет, если у него получится. И обязательно - о том, что будет, если нет. Придумывать планы А, Б, С и так далее. Проговорим и самый крайний план Z — что делать, если не получится ничего из запланированного. А жизнь все равно будет продолжаться, и он придумает и сделает следующий шаг.
Надеюсь, что это даст ему необходимый заряд сосредоточенности, активности и расслабления, чтобы без напряжения идти по дороге, которая приведет в его собственное, уникальное и неповторимое будущее.
Проделывать с детьми такое упражнение мне кажется более важным, чем делать все ставки на успешное ЕГЭ. А что думаете вы?
Проект ДиН:Классы: первый, третий и пятый семейный класс стартуют в сентябре этого года. Набор и регистрация на сайте classes.childrenscience.ru