В далёком 1973 году, когда будущему создателю «Теслы», Илону Маску было всего два годика, в Запорожье построили электромобиль. Ну и что тут такого, спросите вы, ведь электромобиль – не новинка, еще в начале 20 века самоходные кареты с электромоторами колесили по дорогам Америки. Всё так, но примененные в запорожском электромобили решения опередили своё время.
«ЗМИ – Электро», так назывался советский электрокар, детище Запорожского машиностроительного института. За основу взяли то ли поздний ЗАЗ-966, то ли ранний, переходной 968, сейчас уже трудно сказать. Бензиновый 30-сильный двигатель и всё с ним связанное убрали, вместо него установили электродвигатель ДК-908. Его мощность увеличили до 4 киловатт.
За управление мотором отвечала специально разработанная для этой машины электронная система, включавшая уникальный импульсный преобразователь. Он был полупроводниковый, на тиристорах и диодах.
Система обеспечивала плавность хода и экономичность, экономя заряд батареи на малых нагрузках, кроме этого она могла даже подзаряжать аккумуляторы в режиме рекуперации, на спусках и при торможении.
Максимальная скорость «ЗМИ-Электро» ограничена 60 километрами в час, которые машина могла набрать за 8 секунд. Для 1973 года это был хороший показатель.
Расстояние, которое электрический ЗАЗ мог проехать на одной зарядке своих тяговых батарей было около 100 километров, в зависимости от условий езды.
В 1974 году советская «Тесла» экспонировалась на ВДНХ и была удостоена высокой награды – серебряной медали за электронную систему управления, разработанную под руководством доктора технических наук, Виктора Борисовича Павлова.
Испытания машина прошла успешно. Был лишь один существенный недостаток, свойственный всем электрокарам, до недавнего времени – вес батареи в 400 килограмм. Это сильно утяжеляло машину. Возможно, поэтому она и осталась в единственном экземпляре, судьба которого теряется в неизвестности во второй половине 1970-х.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм