До конца XX века первым российским авиаконструктором считали талантливого учёного Якова Гаккеля, самолёт которого оторвался от земли в июне 1910 года. Однако впоследствии историки авиации признали первенство за князем Александром Сергеевичем Кудашевым.
Русский князь татарского рода
Человек, за которым закреплён приоритет создания первого в Российской Империи самолёта с двигателем, при нынешнем параде суверенитетов мог бы стать национальным достоянием России, Украины или отдельно взятого Татарстана, однако его фамилия не вызывает героических ассоциаций, потому что неизвестна большинству жителей бывшего Советского Союза.
Александр Кудашев родился в Санкт-Петербурге 28 января 1872 года в семье действительного статского советника князя Сергея Сергеевича Кудашева, став его единственным сыном у отца пятерых дочерей. Происходил из старинного княжеского рода татарских мурз, восходящих от князя Чепая-мурзы Кудашева, принимавшего участие в Московском осадном сидении 1618 года. Род внесен в VI часть родовых книг Киевской, Полтавской, Тамбовской и Херсонской губерний. Дед Сергей Данилович (1795-1862) участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе русской армии. Двоюродный дед Николай Данилович Кудашев (1784-1813) дослужился до чина генерал-майора, сражался под Аустерлицем и Бородино и был женат на четвёртой дочери фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова Екатерине. В 1890 году Александр закончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Затем, в 1895 году, Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения Императора Александра I и поехал строить железную дорогу Тифлис-Карс (ныне – Тбилиси, Грузия, Карс, Турция). Там сооружал мост через реку Куру.
В 1897 году князь Кудашев поселился в Киеве, где получил должность инженера новых работ на Юго-Западной железной дороге. Через год он стал заведовать землечерпательным караваном «Днепровский 4-й» в Киевском округе путей сообщения Российской Империи. Одновременно Кудашев занимался научными исследованиями в лабораториях Киевского университета Святого Владимира (ныне – Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).
Годом ранее, в 1896 году, у него в браке с Екатериной Васильевной, в девичестве Стенбок-Фермор родился сын Сергей. Супруга приходилась родной сестрой графу Ивану Васильевичу Стенбок-Фермору, который позднее стал председателем Императорского Всероссийского аэроклуба.
В 1899—1901 и 1906—1911 годах Кудашев преподаёт, исполняя обязанности экстраординарного профессора по кафедре строительного искусства Киевского политехнического института Императора Александра II.
Небо позвало
24 мая (5 июня 1910 года по новому стилю – прим. авт.) газета «Киевлянин» написала: «Вчера, 23 мая, на Сырецком ипподроме состоялся первый полёт русского авиатора на аэроплане, построенном в России. Честь первого полёта на русской летательной машине принадлежит инженеру князю А.С. Кудашеву…».
Однако бравурной реляции могло бы и не быть, потому что полёт мог не состояться вовсе. Дело в том, что за три дня до «презентации», на которую уже были приглашены зрители, с креплений сорвало пропеллер, и он развалился. Князь-профессор был в угнетённом состоянии и поделился своими переживаниями со студентами. После лекции к нему подошёл студент Игорь Сикорский и сказал, что у него есть пропеллер, который профессор может поставить на свой аэроплан.
Первый оригинальный российский самолёт с бензиновым двигателем конструкции А.С. Кудашева был ферменным бипланом с передним рулём высоты, оборудованным двигателем «Анзани» мощностью 35 л.с. с тянущим воздушным винтом. Винт, подаренный Сикорским, успели приделать, и 23 мая князь лично продемонстрировал лётные качества своего творения, хотя летать его никто не учил, перед многочисленными собравшимися на Киевском ипподроме. Аэроплан Кудашева оторвался от земли и пролетел по прямой 70 метров. Увлечение, которому князь посвятил себя всего несколько месяцев назад, обрело крылья во всех смыслах.
Параллельно в столице Российской Империи Санкт-Петербурге авиаконструктор Яков Гаккель поднял в небо аэроплан собственной конструкции, оборудованный двигателем. Однако среди многочисленных наблюдавших за первым полётом первого аэроплана Кудашева не было должностных лиц соответствующих столичных ведомств, чтобы официально зафиксировать первенство, поскольку князь попросту их не уведомил. Именно по этому недоразумению долгое время считалось, что первый полёт в российское небо совершил именно Гаккель.
За полëтом А. С. Кудашева, последовали ещë два: 3 июня в Киеве Игорь Иванович Сикорский совершил полёт на БиС-2, и 6 июня в Гатчине под Петербургом В. Ф. Булгаков — на биплане конструкции Якова Модестовича Гаккеля.
Не останавливаться на достигнутом
Показательным полётом дело не ограничилось. На своём первом аэроплане Кудашеву удалось совершить четыре полёта, однако потом аппарат при посадке наскочил на забор и получил серьёзные повреждения, а попросту развалился.
Осенью 1910 года князь-профессор-авиатор завершил постройку аэроплана «Кудашев-2» схожей конструкции, но с обычным горизонтальным оперением и без переднего руля высоты, на который установил более мощный 50-сильный двигатель «Гном». Длина аэроплана составляла 8,75 м, площадь крыльев — 41 кв.м, масса — около 300 кг. Его характерной особенностью стала конструкция шасси. В качестве стоек использовались дуги из ясеня, к изгибам которых на резиновых амортизаторах крепилась ось с колесами.
К концу 1910 года князь создал моноплан «Кудашев-3», отличавшийся исключительной легкостью, простотой и дешевизной, после чего в начале 1911-го его пригласили в Ригу наладить выпуск бипланов «Соммер» в авиационной мастерской Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). По заказу Военного министерства построили семь таких аэропланов и прекратили выпуск «Соммеров» после того, как заводской пилот В. Смит погиб во время демонстрационного полёта. Самолёт даже для своего времени был далеко не лучшим, летал медленно, но был принят на вооружение. На Руссо-Балте князь построил свой четвёртый самолёт «Кудашев-4» (РБВЗ-1), который в первый полёт отправился 2 апреля. Через десять дней аэроплан после первого полёта аэроплан был отправлен в Санкт-Петербург, где был продемонстрирован на первой в России Международной воздухоплавательной выставке в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. 28 апреля самолёт получил большую серебряную медаль Императорского Русского технического общества. Почему не золотую, да просто на выставке были представлены самолёт легендарного пилота и авиаконструктора Луи Блерио, перелетевший через Ла-Манш и аэроплан знаменитого авиаконструктора Анри Фармана. Было бы странно, если бы они не получили Большие золотые медали. Однако пресса о машине Кудашева отозвалась более чем благосклонно. Санкт-Петербургский журнал Русского Технического Общества «Вестник воздухоплавания» писал: «Главной целью князя Кудашева было создать общедоступный, прочный и, возможно, портативный аппарат». Кстати, Большой золотой медали удостоился и рижский Русско-Балтийский завод.
Выставку посетили свыше 200 000 петербуржцев и гостей столицы! Её почтил своим присутствием и Государь Император Николай II.
14-22 мая во время проведения в Санкт-Петербурге 2-й Международной авиационной недели князь Кудашев принял участие в авиационных соревнованиях с 11-ю другими авиаторами, н во время приземления, а практически падения с пятиметровой высоты, получил серьёзные ушибы. Самолёт быстро привели в порядок, и на нём захотел лететь Михал Ф. Сципио дель Кампо, однако не справился с управлением, завалил его на бок, и тот окончательно развалился.
***
В 1914 году Кудашев ушёл с Руссо-Балта и оставил конструкторскую деятельность. Он переехал во Францию и вернулся к преподавательской работе. Известные на сегодня документальные источники по жизни и деятельности А.С. Кудашева не позволяют дать точный ответ, что стало с ним дальше. Некоторые исследователи предполагают, что с началом Первой мировой войны пионер отечественного самолетостроения, действительный член Киевского общества воздухоплавания и член Научно-технического и спортивного комитетов КОВ князь Александр Сергеевич Кудашев записался рядовым добровольцем в пехоту и погиб в 1917 году. Могилы его нет ни во Франции, ни в России.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!