Найти в Дзене
Владислав Иванов

Анализ романа А.Фадеева «Молодая Гвардия». Часть первая.

Когда ты начинаешь работать над чем-то конкретным, то к тебе во время этой самой работы начинают приходить идеи. К тому же, ты начинаешь видеть сразу все свои недостатки. Думал, что сможешь написать качественный текст быстро, но реальность показывает, что ты не дорос до этого. Я про что? Я про то, что только в реальной работе видны все твои недостатки и все твои преимущества. Поэтому так важно совмещать учебу и работу, все вместе. Я пишу уже вторую статью про роман “Молодая гвардия”, и сам узнал много интересной информации.

Во-первых, «Молодая гвардия» если и не единственная, то, во всяком случае, одна из лучших книг о том поколении людей, которые родились после гражданской войны и росли в те годы, когда социалистический строй только набирал силы. Великая Отечественная война застала их на пороге самостоятельной жизни, она словно хотела испытать, чего стоили нравственные и духовные качества, приобретённые этим первым социалистическим поколением в условиях новой действительности.

Но образ этого поколения интересен не только сам по себе. Семнадцатилетних молодых людей отличают особые качества. В этом возрасте люди впервые по-настоящему начинают раздумывать о смысле жизни, о назначении человека на земле, о своём месте в рядах человечества. Они особенно восприимчивы и к тем идеям, которыми живёт общество. И если им выпадает на долю быть участниками решающих сдвигов в жизни страны, именно их участие в процессе обновления наиболее полно выражает надежды всего человечества.

Вместе с тем много непонятного вокруг романа. В интернете пишут о том, что в романе многое исказили. Саму книгу переиздавал писатель два раза. Многие объясняют это просто. Мол, Сталин был недоволен, мало писатель восхвалял партию в романе, не описал ее руководящую роль. Возможно, кто-то поверить в такие рассуждения вождя.

Но, получается, не совсем логично. Товарищ Сталин, с одной стороны, пишет про то, что нельзя создавать культы, устраивать вокруг этого поклонения, с другой стороны, сам требует этого от писателей.Я не буду здесь рассуждать на тему интернетных мифов. Современный пользователь сети давно себе уяснил, что верить всему подряд себе дороже. Доверяй и перепроверяй.

Думаю, те, немногие, кто знает книгу, помнят тот факт, что Фадеев очень подробно описывал семьи, в которых жили будущие герои. Каждая семья отличалась от другой семьи. И писатель довольно подробно дал нам описание каждой семьи.

Начнем с семьи Шевцовых. Отец семьи- Григорий Шевцов, его дочь - Любовь Шевцова.

Вот как во второй главе писатель Фадеев описывает Любу. Её увидела Уля. Если Ульяна Громова была в панике от новости наступления немцов, Любка была совершенно спокойна и умна. Фадеев это подчеркивает.

«Девушка кружилась на сцене и пела, кружилась в зале и пела, она кружилась до утра со всеми без разбора, она никогда не уставала и никому не отказывала покружиться с ней, и ее глаза – голубые ли они, синие ли, – ее маленькие ровные белые зубы сверкали от счастья. Когда это было? Это было, должно быть, перед войной, это было в той жизни, это было во сне.Уля не знала фамилии этой девушки, все звали ее Люба, а еще чаще – Любка. Да, это была Любка, «Любка-артистка», как иногда называли ее мальчишки.

Самое поразительное было то, что во всей этой сумятице Любка стояла за калиткой среди кустов сирени совершенно спокойная и одетая так, точно она собирается идти в клуб. Ее розовое личико, которое она всегда оберегала от солнца, и аккуратно подвитые и уложенные валом золотистые волосы, маленькие, словно выточенные из слоновой кости руки с блестящими ноготками, будто она только что сделала маникюр, и маленькие стройные полные ножки, обутые в легкие кремовые туфельки на высоких каблуках, – все это было такое, точно Любка вот сейчас выйдет на сцену и начнет кружиться и петь перед всеми этими людьми, потными, с лицами, искаженными от страха.

Но еще больше поразило Улю то необыкновенно задиристое и в то же время очень простодушное и умное выражение, которое было в ее розовом, с чуть вздернутым носиком лице, в полных губах немного большого для ее лица, румяного рта, а главное – в этих прищуренных голубых, необыкновенно живых глазах».

Далее мы видим описание отца Любы, Григория Шевцова.

«Впереди шли директор шахты № 1-бис, Валько, плотный, бритый мужчина лет пятидесяти, в пиджаке и сапогах, с лицом мрачным и черным, как у цыгана, и известный всему городу знатный забойщик той же шахты Григорий Ильич Шевцов. За ними шло еще несколько шахтеров и двое военных. А позади, на некотором расстоянии, катилась сборная, из разных людей, толпа любопытных: даже в самые необычные и тяжелые моменты жизни среди людей находится известное число просто любопытных».

То есть читатель сразу понимает, что Шевцов был не только известен всему городу, он еще был хорошим работников. Значит, честным и порядочным. Затем читателю показывают отношения в семье между дочерью и отцом.

«Любка подбежала к Григорию Ильичу, взяла его за темную жилистую руку своей маленькой белой ручкой, которую он сразу крепко сжал, и пошла рядом с ним. «Шевцова дочка?» – недоумевала Уля.»

Как мы видим, отношения в семье отличные. Дочь любит отца, относится к нему уважительно. На людях не кривляется. А Ульяна Громова все недоумевает.

Интересно также описание самого Шевцова. Фадеев пишет, что Шевцов обладал старинной русской красотой. Я сразу представляю картину Виктора Васнецова «Три богатыря» (1898 год).

Картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
Картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

«Григорий Ильич молча стащил с головы кепку. У него были светло-русые волосы и худое, с глубокими продольными бороздами, лицо пожилого русского мастерового, с голубыми глазами. Хотя он был уже не молод и одет был в эту неуклюжую спецовку и лицо, и руки его были в угле, чувствовалось, что он хорошо сложен и крепок, и красив старинной русской красотой».

Очень необычная семья для нашего времени. Особенно очень сильной выглядит последняя сцена, когда Люба твердо решает остаться (она в отличие от Ульяны Громовой уже точно знает почему она остается, для какой работы).

«– Да… что ж… Моя старуха и, вишь, дочка тоже остаются, – медленно говорил Григорий Ильич. Голос его вдруг пресекся. – Как это мы ее, Кондратович? А?.. Красавицу нашу… Всей, можно сказать, страны кормилицу… Ах!.. – вдруг необыкновенно тихо выдохнул он из самой глубины души, и слезы, сверкающие и острые, как кристаллы, выпали на его измазанное углем лицо.

Старик, хрипло всхлипнув, низко наклонил голову. И Любка заплакала навзрыд. Уля, кусая губы, не в силах удержать душившие ее слезы бессильной ярости, побежала домой, на Первомайку.»

Интересно, а чего это Уля убежала, как ошпаренная? Убежала. Увидела совершенно другие отношения в семье, другое отношение дочери к отцу. Стало стыдно, перенесла всё это на себя. И побежала. Редко сегодня увидишь вот такие отношения дочери и отца в семье.

Отец - известный на весь поселок забойщик шахты, Любка - известная артистка, дочь известного человека. Тут любой может «зазвездиться». В наше время оно так чаще всего и происходит.

Фадеев в одной главе дает хороший материал для читателя. И, действительно, раз решила остаться девушка в городе, куда идет враг, значит, все продумала. Взрослая уже.

Если вспомнить про отношения в семье Громовых, то там вообще все по-другому. И разговора такого на равных у Ули с ее родителями даже не было. Люба восприняла эвакуацию из города как само собой разумеющеся. Но Уля Громова была крайне удивлена всему происходящему. Посмотрим на описание её родителей.

«Уля любила мать и отца, и, как это бывает в юности, она не то что не думала, а не могла представить себе, что в самом деле придет такая минута жизни, когда надо будет самостоятельно решать свою судьбу отдельно от семьи. И вот эта минута пришла.»

Итак, мы видим совершенно другую ситуацию. Если у Любки была жгучая любовь отцу, то у Ули все было в принципе, как у всех. Любка сама пишет заявление о приёме в разведшколу, мечтает стать актрисой. А Уля все летает в облаках.

«Одна Уля до этой вот крайней минуты не имела ни ясного плана, ни твердой цели в душе своей. Ей все казалось, что ею должны распорядиться другие. То ей хотелось уйти в армию, обязательно в авиацию, и она писала письма брату, который служил техником в одной из авиационных частей, не поможет ли он ей поступить в летную школу. Иногда ей казалось, что проще всего было бы пойти на курсы медицинских сестер, как сделали некоторые из краснодонских девушек, – таким путем она могла бы очень скоро попасть в действующую армию. То ее преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье, в места, занятые врагом. То вдруг ею овладевала такая жажда учиться, учиться дальше!»

Вот вам две разные семьи. У Ули семья, как у всех. Ничем непримечательная. А у Любки совершенно все по-другому. Два разных взгляда на жизнь. Взрослый и детский.

Повторюсь. Обе девушки - герои. Но бОльшую роль в МГ сыграла Любка. Да, Любка Шевцова станет одним из неформальных лидеров организации. Именно она станет тем человеком, кто подожёт биржу труда. А биржа труда — это место, где немцы хранили документы тех людей, которых собирались угнать на работы в Германию.

А вот Ульяна Громова даже уберечь свою подругу Валю от увоза в Германию не смогла. И с родителями так и будет до конца в кошки мышки играть, правду побоится рассказать. Потому что совсем другие отношение отца и дочери. Да, именно отца и дочери.

«Уля любила мать и отца, и, как это бывает в юности, она не то что не думала, а не могла представить себе, что в самом деле придет такая минута жизни, когда надо будет самостоятельно решать свою судьбу отдельно от семьи. И вот эта минута пришла.»

Уля - это ребенок, а Люба - уже взрослый человек. Люба не просто взрослая, она- радистка. Она исполняет приказ.

Лейтенант госбезопасности Богомолов выносит решение о её дальнейшей судьбе: «Шевцова Любовь Григорьевна, подпольная кличка Григорьева, окончила курсы радистов в спецшколе с оценкой «хорошо». Обладает всеми необходимыми качествами для работы в тылу, а именно: сообразительна, находчива, способна выйти из затруднительного положения. Может быть зачислена в группу Кузьмина (условное название группы — «Буря») для оставления в г. Ворошиловграде».

В ее обязанности входило передавать в Центр разведданные, собранные подпольщиками. Л. Шевцова распространяла листовки, вела разведку, добывала медикаменты. Вместе с Сергеем Тюлениным и Виктором Лукьянченко в декабре участвовала в поджоге биржи труда.

Смелая операция молодогвардейцев спасла от угона в Германию около двух тысяч юношей и девушек Краснодонского района.

А Уля Громова даже не смогла уберечь свою подругу Валю от угона в Германию. Забавно потом читать, как Уля наивно будет ждать письма от Вали из Германии. Ну детский сад, даже не первый класс.

Уля, конечно же, и листовки раздавала, даже флаг вывесила красный. Это в условиях оккупации необходимо, но крайне недостаточно.

Были бы все в МГ, как Любовь Шевцова, то от немцев бы и следа не осталось еще до прихода Красной армии. Но не у всех такие семьи, как у Шевцовых. Не многим отцам удается воспитать такую дочь.

Героям молодогвардейцам, посвящается.

Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За жизнь его, честь и свободу.

Порой изнывали Вы в тюрьмах сырых...
Свой суд беспощадный над Вами
Враги палачи уж зрекали порой,
И шли Вы, гремя кандалами.

Идете усталые - цепью гремя
Закованы руки и ноги,
Спокойно, но грустно свой взор устремив
Вперед по пустынной дороге.

А знойное солнце нещадно палит,
И дышится трудно от пыли,
И живо дорогой вы вспомните тех
Что прежде, как Вы, проходили...

Нагрелися цепи от жгучих лучей.
И в тело впилися змеями.
И каплет на землю горячая кровь
Из ран, растравленных цепями.

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Чертит уж рука роковая.

Падет произвол, и восстанет народ,
Великий, могучий, свободный.
Прощайте же, братья, - Вы честно прошли
Свой доблестный путь, благородный.

Продолжение следует.