Никита Андреев
На месте Садового кольца с 1592 года были земляные валы. В 1783 году московские власти снесли обветшалые деревянные стены Земляного города, давным-давно утратившие военное значение. По валам стала прогуливаться почтенная публика. Кто был в Великом Новгороде или Переславле-Залесском, тому легко это представить.
В 1789 году на пустошах слева и справа от Сухаревой башни открылся Сухаревский продовольственный рынок. Когда Москву восстанавливали после пожара 1812 года, валы срыли, ров засыпали и на месте всего этого сделали улицы с садами, а Сухаревский рынок пережил второе рождение.
В конце 1812 года москвичи стали возвращаться в сгоревший город и разыскивать разграбленное французскими и местными мародерами имущество. Главнокомандующий Москвы граф Федор Растопчин, которому приписывают ее сожжение, издал щедрый приказ:
Все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни.
С тех пор вплоть до революции Сухаревка заполоняла Садовое кольцо каждое воскресенье. Большая часть украденного и пропитого в Москве продавалась там за бесценок. Правда, по этой же причине Сухаревка была прекрасным рынком антиквариата. Много, дешево, азартно — «на грош пятаков», как тогда говорили.
В период расцвета Сухаревка занимала территорию от улицы Щепкина до Спасских казарм.
У Гиляровского в книге «Москва и москвичи» есть отдельная глава про Сухаревку. Оттуда я узнал, что в домах вдоль рынка были кабаки, в том числе блатные, где воры рубились в азартные игры на свои шальные деньги. Воры на Сухаревке работали целыми шайками. Полиция закрывала глаза на здешний криминалитет, потому что мелкие воры и громилы сдавали полиции крупных преступников.
Ближе к Спасским казармам, где толкучка была меньше, работали антикварные и букинистические лавки — до 30 штук. Здесь можно было достать любую редкость, особенно под заказ. Бедным студентам даже продавали книги в рассрочку.
Интересная вырисовывается цепочка: слобода печатников на Сретенке — букинисты на Сухаревке — масонская типография в доме Гендрикова — книговеды в Полиграфическом институте…
Антикваров регулярно посещал владелец колокольного завода, который покупал «серебряный звон» — лом цветных металлов для переплавки в колокола. В Москве до 1880-ых был обычай: распускать небылицы, чтобы колокол получился звонче. Отсюда выражение «лить колокола» в значении «гнать дикие телеги, например». Потом с распространением массовых газет обычай сошел на нет.
С 1917 года характер торговли на Сухаревке изменился. Я могу ошибаться, но при чтении источников у меня сложилось впечатление, что награбленного стало так много, что Сухаревка стала работать в режиме нон-стоп. Здесь же меняли фамильные драгоценности на еду и редкие книги на дрова.
К 1920 году размах спекулятивной и криминальной торговли сделал Сухаревку чуть ли не крупнейшим черным рынком в стране, так что советское правительство решило ликвидировать рынок. Стихийная торговля перешла в сретенские переулки, и в 1925 году ближе к Трубной открылся более упорядоченный Ново-Сухаревский рынок. Это отдельная история, и я расскажу ее как-нибудь в другой раз.
После ликвидации рынка Малую и Большую Сухаревские площади переименовали в Колхозную площадь. Сначала она была похожа на бульвар с доской почета подмосковных колхозов. После войны все заасфальтировали, и площадь приобрела облик, знакомый современным москвичам.
Подписывайтесь на канал. Эта статья — часть виртуального путешествия «От Сухаревской до Полиграфа» (с интерактивной картой).
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, вокзалы Москвы и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.