Свиридов - последний из русских композиторов, который относился к своей музыке как к миссии. У него была высокая цель: сочинять то, что вернёт людям ощущение Бога и Родины. Пресловутые "духовные скрепы" - это как раз то, что он хотел выразить музыкой.
Совсем неудивительно, что в наше время тотальной глобализации, коммерциализации и торжества Фейсбука с Интсаграмом Свиридов со своей ортодоксальной "русскостью" и глубинным православием отодвинут на дальний план, и всё, что мы знаем о нём - "Время вперёд" и иллюстрации к пушкинской "Метели".
Но главное у Свиридова - это всё же хоровая музыка или музыка для голоса с сопровождением. Только в пении, в распетом слове выражает себя русский человек - такова была его позиция.
Сейчас Россия уже не та хоровая держава, какой она была в советское время. Свиридов исполняется довольно редко, хороших новых записей не найти, и довольно большая часть его музыки вообще никогда не исполнялась.
Вот пять маленьких фрагментов из его огромного наследия.
1. "Любовь святая"
(хор из музыки к спектаклю Малого театра "Царь Фёдор Иоаннович" по пьесе А.К.Толстого)
В этом хоре весь Свиридов: только он умеет из элементарного мотива создать поразительный по силе впечатления эффект. Как он это делал - не поддаётся пониманию.
Малый театр до сих пор гордится тем, что имеет эксклюзивное право на этот шедевр. С такой музыкой и со Смоктуновским в роли царя Фёдора Иоанновича - представьте, какой это был спектакль!
Ты любовь святая,
От начала ты гонима,
Кровью политая...
Подробнее об этой музыке 👇
2. "Зорю бьют"
(из хорового концерта "Пушкинский венок")
Пушкин был кумиром Свиридова всю его жизнь. Только Есенин и Блок могли соперничать с ним в его сердце.
Зорю бьют... из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих —
Дух далече улетает.
Обратите внимание на музыку пушкинских слов с игрой тихих "Х" и "Т". Отсюда Свиридов берёт это ощущение вечерней тишины, когда время останавливается, и даже сигнал военной трубы, играющей вдалеке "зорю", звучит как грёза.
3. "Богородица в городе"
(из вокальной поэмы "Петербург" на стихи А.Блока)
Это специально для тех, кто любит Блока.
Ты проходишь без улыбки,
Опустившая ресницы,
И во мраке над собором
Золотятся купола.
Как лицо твое похоже
На вечерних богородиц,
Опускающих ресницы,
Пропадающих во мгле…
Но с тобой идет кудрявый
Кроткий мальчик в белой шапке,
Ты ведешь его за ручку,
Не даешь ему упасть.
Этот "мальчик в белой шапке" занозой останется в вашем сердце, когда вы послушаете, как поёт Дмитрий Хворостовский.
4. "Вальс"
(из музыки к кинофильму "Метель")
Вальс был написан еще в 1964 году. С тех пор он затмил всё, что писал Свиридов в последующие 35 лет своей жизни, что, надо сказать, совсем не радовало композитора:
"Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться! (...) Но слушать не хотят, им подавай «Вальс» из «Метели»..."
Спустя десять лет после выхода фильма Свиридов сделал из музыки к фильму сюиту и переоркестровал этот Вальс, добавив в него колорит духового оркестра, чтобы приблизить его к стилю старинного паркового русского вальса.
Но здесь он звучит в первоначальном, скромном варианте, как в фильме.
5. "Романс"
(из музыки к кинофильму "Метель")
В этом фильме вся музыка прекрасна, выбрать трудно. Но романс не вспомнить невозможно, потому что это не просто красивая музыка. Это свиридовская эпитафия по безвозвратно ушедшей эпохе русской жизни.