Мини-сериал "Чернобыль" стал беспрецедентным успехом американского телеканала HBO, побив все мыслимые и немыслимые рекорды по оценкам зрителей и критиков. Рейтинг фильма вмиг взлетел до заоблачных высот, и на данный момент экранизация страшных событий является лучшим сериалом в истории кино по мнению аудитории всего мира. Так ли это на самом деле, попробуем разобраться.
С выходом "Чернобыля" в российских СМИ поднялся страшный шум. Многие издания естественно стали обвинять создателей в искажении исторической правды, хором крича о том, что "Голливуд опять снял сказку про страшных русских". Но человеку, разбирающемуся в кинематографе очевидно, что не все сделанные в США фильмы являются голливудскими, ведь в этой стране каждый год выпускаются сотни, а то и тысячи независимых лент. А в данном случае речь вообще идет о телеканале и совместном производстве Великобритании и США.
Большая часть съемочной группы "Чернобыля" - европейцы. Из американского на ключевых позициях здесь только сценарист Крэйг Мэйзин, да три буквы HBO. В режиссерском кресле обосновался швед Йохан Ренк, ранее приложивший руку к сериалам "Во все тяжкие", "Викинги" и "Ходячие мертвецы". Главный оператор - тоже швед - Якоб Ире, а продюсеры преимущественно британцы. Исландская виолончелистка Хильдур Гуднадоттир, хорошо известная публике по многим проектам, написала великолепный атмосферный саундтрек. Команда художников-постановщиков, состоящая из британцев и выходцев из стран бывшего СССР создала реалистичную картинку, отражающую суть показанной эпохи. Разработка сериала велась на протяжении 5 лет, и весь вложенный труд отчетливо виден на экране.
Съемки велись на территории Украины и Литвы. Припять снимали в районе Вильнюса Фабиенишкес, московскую больницу - в Каунасе, а большинство наружных сцен - в Киеве. Натурные съемки энергоблоков проходили на уже неработающей Игналинской АЭС в Литве, так как она имеет реакторы того же типа, что и Чернобыльская АЭС. Именно там композитор Хильдур Гуднадоттир со своей командой записывала звуки, послужившие основой для блестящего саундтрека.
Доскональный и уважительный подход создателей к экранизации привел к ошеломительному результату. Здесь убедительно почти все за исключением нескольких не таких уж и важных моментов. Практически повсеместное присутствие работников КГБ может вызвать вопросы. Но, с другой стороны, сам Горбачев в интервью неоднократно признавался в том, что слежка была, и обо всех переговорах ему докладывали лично. Также многих зрителей удивило наличие большого количества водки в лагере ликвидаторов, причем сами участники событий говорят о том, что такого быть не могло. Будем считать, что без фирменного "западного" штампа никак нельзя обойтись, да и ладно.
Люди на "мосту смерти" в Припяти на 90% являются одной из той самых "легенд Чернобыля", но все это можно допустить в качестве метафоры. Население города на протяжении долгого времени не знало и не понимало, с чем имеет дело, поэтому такая яркая сцена вполне уместна. То же самое можно сказать и про полностью голых шахтеров, ведь большинство ликвидаторов, по сути, были беззащитны перед угрозой радиации, что впоследствии роковым образом сказалось на их здоровье. А ломающее хронологию событий падение вертолета очевидно было призвано добавить эпизоду большей драматичности и выглядело даже логичным, как бы дико это не звучало. Вся эта маленькая ложь меркнет перед действительно важными фактами.
Ключевые события трагедии оказались переданы с большой достоверностью, и это главное, что стоит отметить в сериале. Съемочная группа консультировалась со многими участниками событий и просмотрела сотни архивных видео, которые сейчас можно найти в свободном доступе в Интернете. Отдельные эпизоды могут показаться кому-то совсем неправдоподобными, но, увы, все свидетельства указывают на обратное. Суматоха и беспорядочная беготня в первые минуты после взрыва, отсутствие нормальных дозиметров на АЭС, очистка крыши от графита простыми лопатами под звон "сигнального" рельса, водружение красного знамени на трубу вопреки здравому смыслу и многое-многое другое.
Немаловажным фактором успеха "Чернобыля" стали добротно проработанные и сыгранные актерами главные герои. Валерий Алексеевич Легасов в исполнении британца Джареда Харриса, в прошлом году блиставшего в сериале "Террор". Борис Евдокимович Щербина, которого сыграл один из лучших актеров современности, швед Стеллан Скарсгард. И Ульяна Хомюк, воплощенная британкой Эмили Уотсон, - единственный вымышленный персонаж, собирательный образ всех советских ученых, помогавших с разрешением чернобыльской проблемы. Эта героическая троица вела за собой зрителей на протяжении всех пяти серий, оставив горькое послевкусие от расставания на финише.
"Чернобыль" страшен от первой и до последней минуты. Здесь нет плохих и хороших персонажей. Есть только люди, ставшие заложниками обстоятельств. Все они ведут себя по-разному, но объединяет их одно: недоумение и страх перед невидимым врагом. До кого-то весь ужас произошедшей трагедии дойдет быстрее, для других - только через несколько дней или даже лет, но итог будет одинаково печален для всех.
После просмотра сериала настроение будет напрочь испорчено. Из-за эмоционально тяжелых событий, не каких-то вымышленных, а очень даже реальных. И из-за того, что такие важные фильмы не снимаются в России, той самой, которая "является правопреемницей СССР". Вместо этого миллионы бюджетных денег вливаются в поделки о всяких мостах и прочей ерунде, имеющей мало общего с настоящим кинематографом. После подобного претензии к создателям "Чернобыля" выглядят вдвойне смешными. Ведь эти люди доступным языком рассказали об одной из главных трагедий в истории человечества всему миру, назвав многих героев поименно. А это достойно только уважения.
Финальные титры "Чернобыля" - как отдельный вид искусства. Архивные кадры под пронзительную композицию "Вечная память" в исполнении львовского муниципального мужского хора "Гомин" потрясают до глубины души. Так ли важно, кто был прав или виноват в той трагедии, кто за кем следил или на кого доносил. Важно помнить имена героев и не допустить повторения такой катастрофы. Вечная память.
Не пропустите предыдущие тексты:
10 главных премьер июня
Почему новый фильм с Джонни Деппом очень плох
Зачем Disney задавил Гая Ричи в новой экранизации "Аладдина"
5 зубодробительных индонезийских боевиков
Война Анны - лучший российский фильм о войне