Найти в Дзене

Разговор с книгопродавцем: «Учебник – это инструмент!»

Оглавление

Илья Карпенко

На Форуме РКИ-2019, прошедшем недавно в Москве, были широко представлены учебники, пособия, словари и другая продукция издательства «Златоуст» (Санкт-Петербург). Это название известно каждому русисту и даже уже стало напоминать некую «священную мантру». А потому с моей стороны было бы глупо не воспользоваться возможностью побеседовать в кулуарах форума с главным редактором «Златоуста» Анной Голубевой

Учебники, учебные пособия, словари, книги для чтения, по развитию речи, презентационные материалы, иллюстрации, видео-, аудиокурсы…

Наверное, ни один преподаватель ни одной специальности не зависим от этого всего в такой степени, как преподаватель РКИ. Ведь мы все – перфекционисты! Нам надо и «товар лицом показать» (то есть язык наш – показать!), и чтоб наглядно было, и взаимосвязано, и логично построено, и доходчиво, и иллюстративно, да ещё и адаптировано (однако в меру)…

Поэтому на языке у меня вертелись вопросы о том, как же «Златоусту» удаётся соответствовать всем этим высоким запросам, да при этом ещё и учитывать женские (по преимуществу) капризы столь требовательной аудитории, как преподаватели РКИ!..

-2

«ИЩЕМ И РАСКРУЧИВАЕМ НОВЫХ АВТОРОВ»

Но я решил начать наш разговор с «истоков»:

— Анна Владимировна, давайте с вами вспомним, с чего начинался «Златоуст»?

— «Златоуст» возник буквально из ниоткуда – ни я, ни мой муж [директор «Златоуста» Станислав Голубев. – И.К.] не работали ни в издательстве, ни в типографии, были обычными вузовскими преподавателями.

Необычным было совмещение нашей научной специализации на истории языка с преподаванием языка живого и современного. Как известно (каждому хорошему лингвисту! – А.В. улыбается), в гуманитарных науках история – это по сути теория. Она показывает процессы в динамике и позволяет выводить типологически близкое из внешне далекого.

Из знания истории развилась специфика нашего издательства: мы никогда не занимались перепечатками выходившего ранее и у других. (Как сказал один голландский коллега-издатель, «не пытались выращивать те же овощи, которые дали хороший урожай у соседа – в прошлом году».) Мы всю жизнь ищем и раскручиваем новых авторов. При том, что классиков жанра, как и наши коллеги, издаем и традицию поддерживаем.

Так как своего издательского опыта не было, мы тридцать лет изучаем успешные образцы: политику других языковых издательств во всем мире, языковую политику других стран, тренды в образовании. Потом ищем типологически общее с нами. Это позволяет вот уже почти 30 лет быть коммерчески успешными и не сидеть на грантовой игле. При этом мы никогда не опускались до ценовой конкуренции. Только качество продукта и широкая дистрибуция!

А качество дешевым быть не может – во всяком случае, до тех пор, пока русский язык конкурирует за пятое место среди языков, изучаемых в мире, с латинским.

Крупные британские издательства ежегодно бесплатно раздают преподавателям для ознакомления около 5000 экземпляров учебников. А для русского языка это очень хорошие годовые продажи! Получается тот же сюжет, как цена Apple по сравнению с IBM…

Мы продаем, по сути, мануфактурные изделия на фоне продуктов эпохи развитого империализма. Кстати, по той же причине самиздатовские учебники по РКИ сегодня вдвое дороже наших. Это уже из разряда ручных работ ремесленников…

Фото: zlat.spb.ru
Фото: zlat.spb.ru

УЧЕБНИК ИЛИ ПСЕВДО-АВТОРСКИЕ НОВАЦИИ?

— В связи с этим не могу не спросить: известно, что учебник нынче очень дорог. Скажите, есть ли какой-то секрет, как можно сэкономить при покупке учебников?

— Чтобы цена снизилась, нужно:

А) Чтобы наши коллеги, особенно в вузах, делали меньше ксерокопий и других разных копий. Не воровали чужую интеллектуальную собственность, проще говоря. Тогда тиражи, по моим прикидкам, вырастут на 30-100% по разным позициям. Соответственно, себестоимость снизится.

Б) Второй путь – оцифровка. Мы активно его используем, более половины нашего каталога представлены на Литрес. Мы работаем и с другими агрегаторами цифрового контента – через подписку на ЭБС, через контент для скачивания.

С этого года постепенно (при переизданиях) все аудио- и видеоприложения будут доступны для просмотра и скачивания через QR-коды. Начали с новой редакции издания «Поехали!» и тестов.

Правда, далеко не на всех наших рынках есть интернет и мобильная связь, поэтому диски остаются. Тут мы абсолютно совпадаем с нашими британскими коллегами, например. Сейчас оцифровка коснулась только достаточно простых в оформлении пособий.

В) Для удаленных регионов при условии надежного профессионального партнера мы широко используем продажу прав для локализации продуктов на местных рынках. Это существенно удешевляет продукт за счет сокращения расходов на транспортировку и таможню. С другой стороны, мы тоже иногда приобретаем лицензии на успешные продукты, чтобы сократить расходы на предпечатную подготовку, главное – сократить ее сроки. Среди наших планов в настоящее время – приобретение прав на линейку учебников по РКИ для школьников-подростков.

Г) Для внутреннего производства нужно укрепление курса рубля. Книгоиздание в России (бумага, расходные материалы, станки) завязано на валютный курс (почему – отдельный разговор). Но это не совпадает с интересами большинства в нашей стране, поскольку российская экономика экспортоориентирована – в 2018 году экспорт почти вдвое превышал импорт!

Ну, или издательству нужно еще более увеличивать экспорт, чтобы компенсировать рост цен на производство. Будем к этому стремиться…

О сдерживающих экспорт факторах среды я говорила на Форуме РКИ.

Д) Заказывать книги напрямую в издательстве и получать скидки с объема.

Е) Извините за цинизм – больше зарабатывать, а для этого становиться эксклюзивным профессионалом.

Мужская хлопковая рубашка на Bonprix стоит полторы-две тысячи рублей, футболка – порядка 700-800. Летнее недорогое платьице на пару месяцев – полторы-две тысячи.

Учебник у нас в издательстве стоит от 700 руб. до полутора тысяч, причем это в основном брендовые пособия. То есть учебник – по цене футболки, вовсе не брендовой!

Учебник – это инструмент. Вы можете купить «функционально ограниченный» китайский айфон или полноценный инструмент для коммуникации. Вы можете купить качественный апробированный учебник и много лет зарабатывать с его помощью деньги, экономя при этом время на подготовку и используя это время для саморазвития. А можете играть в псевдо-авторские новации.

Псевдо – потому что помню себя и много наблюдаю других. Больше всего писала своего, когда начинала работать, просто потому, что еще не знала, что есть в кафедральной библиотеке и профессиональных журналах. А как делала своё? Как до недавнего времени все нормальные начинающие китайцы: копировала внешне похоже то, что видела в уже существующих пособиях, не очень задумываясь, почему оно тут стоит и так выглядит. Вот как-то так…

Я не знаю в своем окружении (а оно за 60 лет немалое) людей, которые были бы профессионалами и не могли заработать себе на инструмент, а вместо этого мастерили бы себе самостоятельно молотки и рубанки. Или дрели собирали из детских конструкторов…

Фото: zlat.spb.ru
Фото: zlat.spb.ru

«НУЖНЫ АВТОРЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

— Не могу не спросить о ваших новинках, о важнейших «трендах» (ох и не люблю же я этого слова!) и о творческих планах издательства «Златоуст».

Что касается новинок, то к новому учебному году у нас начнут появляться и пробные версии учебников. Каких – пока секрет! Вообще же о новинках лучше осведомляться на сайте www.zlat.spb.ru/ и в наших группах в соцсетях.

А вот говоря о трендах, некоторые из которых я уже обозначила, нужно учесть, что для их реализации нужно готовить авторов нового поколения. В этом году мы уже принимали на практику магистрантов РКИ из СПбГУ, которые осваивали в издательстве новые инструменты для создания учебных материалов. С той же целью провели уже несколько дистанционных курсов для потенциальных авторов по новым технологиям в РКИ.

Если коротко, о планах. Обновление сайта, которое затянулось выше всех возможных сроков, и открытие на нем полноценного онлайн-магазина с минимизацией ручного труда.

В прошедшем году у нас много внимания заняли научные издания, в том числе словарные. Поэтому в этом акцент будет снова на практических изданиях: будут и новые учебники для детей и взрослых, и новые тесты, и градуированные книги для чтения, и пособия для разных уровней.

Будет продолжена активная работа с восточными рынками. А также издание продуктов для русской школы за рубежом. Дальнейшее развитие краткосрочных форм повышения квалификации для преподавателей всех уровней. Для всего этого потребуется дополнительный набор кадров…

Фото: zlat.spb.ru
Фото: zlat.spb.ru

«МЫ МНОГО ВСЕХ УЧИМ!»

— Но «Златоуст» – это не только издательство. Это и языковая школа, и гостиничный бизнес, и участие в социальных проектах… Ведь, насколько мне известно, ваша «социальная активность» также довольно высока?

— Да, мы периодически спонсируем различные зарубежные мероприятия (национальные олимпиады и конкурсы по РКИ, разрушенные библиотеки на Ближнем Востоке, тюремные библиотеки в Европе и проч.) в виде книг.

Много всех учим! Ежегодно проводим 10 бесплатных вебинаров по новым продуктам. Вне России – по 6-7 бесплатных семинаров для преподавателей дальнего и ближнего зарубежья с участием наших авторов из разных стран. В этом году такие семинары уже провели в Париже, Брюсселе (дважды), Монпелье…

Принимаем практикантов из трех вузов Петербурга на производственную практику. Периодически собираем коллег на абсолютно безвозмездные для участников научные конференции с приглашением звезд первой величины из разных областей (но лучше, конечно, когда для этого находим гранты)…

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

«УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ БЕГА С БАРЬЕРАМИ»

— Ну и на прощанье – подарите читателям «Ок, МГУгл!» какую-нибудь «вишенку на торте»!

— Знаете, сегодня успешный малый бизнес в России сам по себе – «вишенка»…

Ведь это – рабочие места для трех десятков постоянных сотрудников с нормальной оплатой труда и соцпакетом, постоянное повышение квалификации в отрасли, налоговые отчисления на миллионы рублей, создание сбалансированного образа России в мире, экспорт интеллектуальной собственности в почти 80 стран и привлечение валюты в страну…

За все это – возможность в свое удовольствие заниматься бегом с барьерами!