Говоря о передовых наукоёмких и инновационных разработках российских оружейников, президент РФ Владимир Путин, подчеркнул, что новой гонки вооружений не будет. Будут создаваться новейшие и перспективные системы, отвечающие не сегодняшним, а завтрашним и послезавтрашним требованиям времени, а соревнования в духе «холодной войны» - у кого толще, больше и ядрёнее – это тупиковый путь.
Одним из таких новых и, довольно неожиданным для вероятного противника, оружием может в скором времени явиться новая система торпедных пусков.
По большому счёту это, скорее, не новая система, а новый, довольно неожиданный, подход к подводному вооружению современных АПЛ.
Да, современные атомные субмарины оснащены различным видом ракет, способных поражать самые разные цели, где бы те не находились – на суше, на воде или в воздухе.
Но вот торпедное вооружение ушло совсем недалеко от своих прототипов времён Второй мировой войны. Да, торпеды стали мощнее, дальнобойнее, точнее и чуть быстроходнее. Разработаны были - и уже выходят в серию - даже самоуправляемые торпеды-дроны типа «Посейдон»: своего рода роботизированные мини подводные лодки. Но все они, по своей сути – остались торпедами, достаточно тихоходными, громоздкими по сравнению с теми же ракетами или снарядами. Которых, к тому же, в отличие от пушечных снарядов, нельзя взять на борт несколько сотен, да и не постреляешь этими торпедами с той же скоростью, с какой стреляет самая медленная пушчонка. А сами надводные корабли – как наиболее лакомые цели для торпед – давно уже научились и эффективным противоторпедным манёврам, и уничтожению торпед ещё на дальнем подходе (до 5-7 км) специальными противоторпедными ракетами
Разработанная совместно с Китаем и проходящая сейчас испытания на опытовых кораблях ТОФ система ЭМПС (электромагнитная пусковая система) была известна своим принципом действия уже не одно десятилетие. Ещё с середины 70-х годов прошлого века проектировались подобные системы, позволяющие с помощью ускоряющих магнитов или т.н. «пушки Гаусса» оснастить танки и САУ, их ставили даже на корабли. Даже пыталось создаваться ручное стрелковое оружие. Но – всё безрезультатно. Вернее, результаты были. Но, как оказалось, такое устройство «жрёт» огромное количество электроэнергии, которое просто не может постоянно и быстро вырабатывать танк или САУ, а на кораблях, которые, вроде бы, и можно оснащать соответствующими энергоустановками, функции такого оружия с той же эффективностью, но дешевле и проще, выполняют обыкновенные скорострельные пушки и ракеты различного назначения. Ко всему прочему, направляющий «рельс» через несколько «выстрелов» приходил в негодность и требовал замены - лет 8 назад ученые и моряки США уже убедились в этом…
Но, как иногда бывает, в своём «разочаровании» от такого, казалось бы, «перспективного» вооружения конструкторы во всём мире как-то забыли о подводных лодках. А российские конструкторы, разрабатывая в строжайшей тайне в течении 14 лет (на последнем этапе к ним присоединились и китайские специалисты в области электромагнитной динамики) именно для атомных подводных лодок такую «электромагнитную пушку», добились очень впечатляющих успехов. Вот некоторые из них.
Итак, при достаточно мощной энерговооруженности современных АПЛ (атомных подводных лодок) основная задача конструкторов заключалась уже не в вопросе: где взять электричество, а в разработке и размещении «подводного разгонного ствола» на борту судна и проектированию под него соответствующей торпеды. В результате получилось следующее: снаружи корпуса одной из проходящих испытания АПЛ проекта 955 «Борей» были временно размещены две ЭМПС – по одной на носу и на корме. К каждой системе «привязали» по одному электрогенератору мощностью по 1,8МВт каждый, питаемых от нового атомного реактора. Длина установленного одного «разгонного ствола» для торпеды достигает 19 метров. На конце ствола находится автоматический вакуумный затвор, синхронизированный с пускателем торпеды, и закрытый в походном и предпусковом положениях, а так же специальный плунжерный насос, поддерживающий состояние почти полного вакуума в полости ствола между пусками. Ко всему прочему разгонные стволы сделали по аналогии с давно уже знакомого всем синхротрона, то есть, предмет при движении внутри не касается стенок, удерживаясь по центру в магнитном поле и разгоняясь кольцевыми электромагнитами.
Сами торпеды тоже изменились, став похожими на короткие, чуть сплюснутые по вертикали слегка конусовидные стержни, похожие на наконечники стрел, а в поперечном сечении - ближе к хвостовой части – напоминающие слегка оплывшую трехлучевую звезду с почти сливающимся со «спиной» торпеды верхним лучом. Длина торпеды составляет всего 2,1 метра при диаметре в самой широкой части всего 0,32 метра, и она не несёт на себе никакого заряда. Только в головном её отсеке находится новейшая система наведения, позволяющая при необходимости за пару секунд до подхода к цели скорректировать курс на 1-2 градуса «вправо-влево» с помощью механически выдвигающихся по команде хвостовых рулей.
Торпеда покидает ствол мощным импульсом со скоростью порядка 6,5км/с, проходя вакуумный затвор, и попадает в воду, где и продолжает своё движение в образовавшемся газо-паровом коконе с постепенно уменьшающейся скоростью. Через 10 секунд скорость торпеды снижается более чем в 2 раза и составляет уже около 3 км/с. Еще через 10 секунд торпеда теряет скорость на 90% от первоначальной, начинает "рыскать", становится практически бесполезной и тонет. Эффективность торпеды проявляется только в первые 10-15 секунд. Этого времени достаточно, чтобы достичь цели на расстоянии от 30 до 60 км. Причём сделать противоторпедный манёвр, равно как и поразить торпеду противоторпедными ракетами невозможно из-за сверхкороткого промежутка времени, прошедшего от момента обнаружения торпеды (если её смогут обнаружить – всё-таки размер сопоставим с размером аквалангиста, например) до её столкновения с целью. Ко всему прочему, при такой скорости и дальности можно утверждать, что подлодка стреляет практически прямой наводкой, в упор. Кинетическая энергия торпеды при столкновении с кораблём в 2,5-3 раза превосходит энергию взрыва обычной современной торпеды, что достаточно для того, чтобы пустить на дно любой современный военный корабль «с первого выстрела».
Но это ещё не всё. Установки – как носовая, так и кормовая, сделали способными «стрелять очередью», выпуская, если это необходимо, за минуту от 6 до 8 торпед из «одного ствола», т.к. ствол не изнашивается, а стабильную работу ускоряющих электромагнитов обеспечивает электрогенератор и ядерная энергоустановка. При соответствующем манёвре субмарины торпеды выходят как-бы узким веером, при этом в течении одной-двух минут можно уничтожить такой «очередью» любой флот. Запас торпед в связи с их небольшими габаритами на одной подлодке может достигать 80 штук. Подача торпеды в ствол электромагнитной пушки происходит автоматически т.н. револьверным устройством. И только время для подзарядки конденсаторов для электромагнитов ЭМПС пока ограничивает скорострельность нового вида вооружения. К тому же достаточная дешевизна таких торпед – по сравнению с традиционными –позволяет существенно экономить на их различных модификациях и изготавливать их практически на любом машиностроительном заводе. Именно поэтому китайские специалисты с начала 2019 года уже пробуют работу аналога такой ЭМПС на своих надводных кораблях.
Еще конце апреля 2017 года, из-за случившейся утечки информации, США, узнав о начале опытовых испытаний этих торпед на одном из предприятий Владивостока, под предлогом контроля за «Ракетной программой» КНДР прислало к российским берегам свою эскадру. Но, к их глубокому сожалению, они тогда так ничего не смогли выяснить или получить дополнительные сведения об этом устройстве. Американцы всерьёз обеспокоены этим не имеющим аналогов в мире видом оружия, которое может поставить большой жирный крест на их огромном надводном флоте.
Как когда-то прилетевший на Землю метеорит поставил крест на динозаврах.