"Театр абсурда" – термин, который употребляют кинокритики, журналисты, писатели и даже видеоблогеры, оказывается бывает понятен не всем. Давайте разберёмся, что же из себя представляет данный тип драмы и какую он имеет историю?
1950-1970 годы – послевоенное время стало переломным не только в жизни многих людей, но и в мире искусства.
Общество тех лет воспринимало реальность пассивно , оно потеряло цель и погрузилось в обыденность. Драматургия тех лет также претерпела кардинальные изменения, имея серьёзные отличия с предшествующим авангардом.
Задача театра заключалась в изображении реальности и отношения человека с миром. Это стало неким отрицанием традиций и вызовом театру тех лет. Театр поставангарда изобразил человека одиноким и ничтожным, потерявшим смысл и стремление к чему-либо.
В 1951 году выходит пьеса Э.Ионеско «Лысая певица» (Франция), как первый опыт театра абсурда. Но тогда это не вызвало никаких волнений в мире искусства. Только после пьес «Стулья», «Урок» (Э.Ионеско), а также «В ожидании Годо» (С.Беккет) заговорили о новом явлении в драматургии, которому было дано название «Театр абсурда» («драма абсурда» или «антидрама»).
Э. Ионеско считал:
«Вернее было бы назвать то направление, к которому я принадлежу, парадоксальным театром, точнее даже "театром парадокса"».
Изначально зрители не понимали, что происходит на сцене, освистывая актёров. Казалось, что сами актёры вышли на сцену впервые и пытаются запутать себя и своего зрителя.
Обречённость (смерть) – это то, что постоянно преследует героев, пытающихся противостоять миру, но не сумевших найти выход. Человек напоминает лишь жалкое существо, униженное и отвергнутое, почти лишённое памяти и чувств, мыслей, воли и способности что-то изменить. Пьесы создают ощущение пустоты и непоследовательности. Несмотря на минимализм текста, он наполнен различными отсылками к другим, в том числе и к великим текстам модернизма.
Ионеско отмечал:
«Разве жизнь не парадоксальна, не абсурдна с точки зрения усредненного здравого смысла? Мир, жизнь до крайности несообразны, противоречивы, необъяснимы тем же здравым смыслом… Человек чаще всего не понимает, не способен объяснить сознанием, даже чувством всей природы обстоятельств действительности, внутри которой он живёт. А стало быть, он не понимает и собственной жизни, самого себя».
Невероятно уникальный театр абсурда не перестал быть актуальным и в настоящее время. Он говорит о трагичности человеческой судьбы, о бессмысленном существовании, прикрывая трагедию фарсом ( С. Беккет, Э. Ионеско, Ж. Жене, Г. Пинтер. В России: Л.Петрушевская, В.Ерофеева ).
Читайте также "Театр абсурда. Пьеса в ожидании Годо"
Спасибо за просмотр. Ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал!