Найти в Дзене
nu, iskusstvo

Хаим Сутин.

Хаим Сутин — художник Парижской школы, абсолютно дикий человек (так Оренбург сказал) в пальто на голое тело. Сутин родился в Смиловичах в семье бедного портного; с раннего детства такую страсть питал к рисоанию, что ни побои, ни угрозы родителей его не могли от этого дела отвадить. В двадцать лет Хаим перебрался в Париж, где вскоре стал обитателем La ruche (Улья). Улей — детище Альфреда Буше, в котором можно было арендовать мастерскую на месяц по стоимости двух недорогих обедов. Его постояльцы были так бедны, что воровали в гостиницах сапоги, а с холстов соскребали старую краску — на новые денег не было. Некрасивый и постоянно напряжённый, Сутин не знал ни русского, ни французского, не умел общаться с женщинами и относительно комфортно чувствовал себя лишь в обществе кухарок и грузчиков. Современники рассказывали, что натурщицы, измученные многочасовыми сеансами, плакали и отказывались работать с ним; что Хаим мог часами колотить в двери соседей по ночам, требуя еды, а когда ему давали

Хаим Сутин — художник Парижской школы, абсолютно дикий человек (так Оренбург сказал) в пальто на голое тело.

Сутин родился в Смиловичах в семье бедного портного; с раннего детства такую страсть питал к рисоанию, что ни побои, ни угрозы родителей его не могли от этого дела отвадить. В двадцать лет Хаим перебрался в Париж, где вскоре стал обитателем La ruche (Улья).

-2

Улей — детище Альфреда Буше, в котором можно было арендовать мастерскую на месяц по стоимости двух недорогих обедов. Его постояльцы были так бедны, что воровали в гостиницах сапоги, а с холстов соскребали старую краску — на новые денег не было.

Некрасивый и постоянно напряжённый, Сутин не знал ни русского, ни французского, не умел общаться с женщинами и относительно комфортно чувствовал себя лишь в обществе кухарок и грузчиков. Современники рассказывали, что натурщицы, измученные многочасовыми сеансами, плакали и отказывались работать с ним; что Хаим мог часами колотить в двери соседей по ночам, требуя еды, а когда ему давали хоть пару селёдок, он, мучаясь от голода, писал натюрморт, прежде чем приняться за еду; что Хаим берёг одежду и потому рисовал голым; что он постоянно волок в студию полугнилые туши и поливал их свежей кровью, чтобы картины получались настолько отвратительно натуральными, что глаз не отвести.

-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

Сутин напряжённый, темпераментный, мрачный. Если Бэкон (который, кстати, вдохновлялся работами Хаима) — немой крик, то крик Сутина вполне можно услышать.

Бонус для тех, кто дочитал — три работы Сутина, которые можно узреть (и потрогать, пока никто не видит) в Арт-Беларуси.

Ева. 
Хаим Сутин, 1928.
С этой красоткой мы каждую Ночь музеев фотографируемся.
Ева. Хаим Сутин, 1928. С этой красоткой мы каждую Ночь музеев фотографируемся.
Большие луга в Шартре, возле виадука.
Хаим Сутин, ≈1934.
Большие луга в Шартре, возле виадука. Хаим Сутин, ≈1934.
Уснувшая читательница, Мадлен Кастен. 
Хаим Сутин, ≈1937.
Уснувшая читательница, Мадлен Кастен. Хаим Сутин, ≈1937.