Не надо тешить себя иллюзиями. Ничего подобного советским мультфильмам мы больше не увидим. И вот почему.
Потому что великий прорыв, результатом которого было появление большого количества гениальных, настаиваю на этом слове, мультфильмов, случился не сам по себе. То, что он случился – это даже не заслуга тех невероятно талантливых людей, которые создали эти мультики.
Его обеспечила система. Выстроенная система производства мультфильмов в стране под названием Союз Советских Социалистических Республик.
Воссоздать эту систему, в недрах которой и родилось явление, известное во всем мире как «советская мультипликация» - невозможно.
Не в этой стране. Не в этой Вселенной. Не в этом мире. Не в этом историческом промежутке.
В мире было всего три великих школы мультипликации – американская, японская и советская.
А знаете, почему всего три? Потому что каждая была уникальной. То есть – самобытной, не похожей на другие, выстроенной по собственным, характерным только для нее, принципам.
Принципы, на которых была выстроена советская мультипликация, воссоздать невозможно.
Потому что та система создавалась для функционирования в мире, который уже не существует.
Маленький пример – вы никогда не задумывались, почему у нас практически не было многосерийных мультфильмов? Ведь все наши культовые мультфильмы – это две-три серии. Карлсон – два мультфильма, Простоквашино – три, Винни-Пух – три, Гена с Чебурашкой – четыре, попугай Кеша - три. Единственные «долгоиграющие» проекты – «Ну погоди» и кот Леопольд. Еще несколько "серийных" из "второго эшелона популярности" вроде "38 попугаев" или многодетной мамы с обезьянками. Все, больше нету.
Специфику советской мультипликации, лучше всех, на мой взгляд, выразил наш великий мультипликатор Федор Хитрук. В своих воспоминания он сказал как-то примерно следующее.
Да – «Союзмультфильм» был огромным предприятием. Но он никогда не был фабрикой по производству мультфильмов, как студия Диснея или японские компании.
Несмотря на свои гигантские размеры, это была не фабрика, а множество собранных вместе кустарных в хорошем смысле слова артелей, каждая из которых трудилась достаточно автономно.
И каждая выпускала то, что хотела. Не оглядываясь на других, делала то, что сейчас именуется «авторским производством», «индивидуальным стилем», «эксклюзивом» и т. п.
Там не было масштабного производства, не было конвейера, не было промышленных масштабов. Огромный конгломерат из небольших, невообразимо разных проектов. Эдакое сборище свободно мигрирующих талантов.
Судя по воспоминаниям, атмосфера на «Союзмультфильме» больше всего напоминала институт НИИЧАВО из «Понедельника…» Стругацких – свободное и счастливое содружество талантливых людей.
С приколами, шутками, розыгрышами, совместными обсуждениями, вовремя поданными советами, мозговыми штурмами, совместными распитиями спиртных напитков, застольями, праздниками и искренней дружбой. Обычное дело - встретились в курилке люди, поболтали, появилась идея – а давай вот такое сделаем! Давай! Собрались, подали заявку, сделали.
И - это удивительное свойство советской мультипликации - почти в каждом хорошем фильме собирались «временные созвездия из звезд первой величины».
Возьмем, например, «Каникулы Бонифация». Команда: режиссер – Федор Хитрук ("Винни-Пух" и этого более чем достаточно), в аниматорах – Леонид Носырев (упомяну только его культовое «Волшебное кольцо» - Эта Ульянка хуже кырасину!), Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Про Сидорова Вову» и др.) и Юрий Норштейн («Ежик в тумане», «Сказка сказок» и др.). Мало? «Варежку» Романа Качанова, делали, помимо него самого, Леонид Шварцман, придумавший Чебурашку, тот же Норштейн и Иосиф Доукша с Майей Бузиновой, которые потом сделают «Дядюшку Ау», «Новое платье короля» и кучу других прекрасный мультиков. И так - практически в каждом мультике.
Возможно сегодня такое? Ой, вряд ли. Пресловутая «система звезд», которую мы переняли, рубит такое в зародыше. А тогда не было звезд, тогда были таланты, которые учились друг у друга, напитывали друг друга, делая каждого сильнее.
Так вот, почему у нас не было мультипликационных сериалов. Вы не поверите – просто потому, что режиссеры сами этого не хотели. Сделав третий фильм про Винни-Пуха, Хитрук сказал – все, надо заканчивать, мы уже выложились, дальше пойдет халтура. Надо делать что-то другое.
Разрешили бы ему такое сегодня? Да продюсер бы его убил за одну только мысль прекратить столь удачный проект. Пока не выжмем тему досуха – и думать не моги! Иди, и ваяй четвертую серию и внутренне готовься еще на десяток. Да и сам он – ой, не уверен, что решился бы в сегодняшних условиях перестать ковать железо, пока горячо. Потому как на дыбы встать конечно же можно, но ты как встанешь, так и пойдешь завтра без работы сидеть и заказы на рекламные ролики за счастье считать.
Тогда же, при всех недостатках той системы, свобода творчества была практически полной. Да, были худсоветы, да, проекты утверждались, да, мультфильмы принимались. Но тогдашний диктат идеологии – бледная тень диктата денег. Бледная тень.
Возвращаясь к тому, с чего начали. Я не хочу сказать, что та система была идеальна. Она не была идеальна – она была уравновешена, и поэтому работала. За все надо платить. К примеру, свобода творческих экспериментов уравновешивалась весьма скромными доходами. Самые звездные режиссеры вроде Бориса Степанцева ("Карлсон", "Щелкунчик", "Вовка в тридевятом царстве" и др.) не чурались халтурить. Не в смысле работы спустя рукава, они это просто не умели, а в смысле приработка - проиллюстрировать книжку, нарисовать диафильм. Зарплаты-то в мультипликации были не бог весть какими.
Спору нет, этот путь экспериментирующих малых артелей был довольно затратным. Как всегда, 90% производимого были известно чем. Но государство на это шло. Понимало, что без вот этого гумуса, который образовывали неудачные эксперименты, тупиковые пути развития, идеологические правильные мультики, просто бездарные мультики – никогда не было бы гениальных прорывов Степанцева, Норштейна, Качанова, Хитрука, Атаманова, Дежкина, Черкасского – имя им легион.
Но больше такого барства не будет. Теперь все будет очень осторожно, беспроигрышно и аккуратно – снимать будут то, что явно будет пользоваться спросом, заведомо если не отобьется, то хотя бы соберет нормальную кассу.
Единственное, что внушает надежду - люди. Система - да, изменилось на прямо противоположную. А люди... Люди, по сути своей, остались теми же.
Люди вообще плохо меняются.
Сегодняшние наши мультипликаторы - выросшие дети, пялившиеся когда-то в черно-белые телевизоры на "Снежную королеву" и "Ну, погоди!". Они плоть от плоти мультипликации советской, прямые ее наследники. И своих гениальных учителей помнят, и вряд ли когда забудут. А наработок, сделанных на той "артельной фабрике свободного творческого труда" хватит еще надолго.
Поэтому прорывы в нашей мультипликации были, есть, и - смею надеяться - будут.
_____________
На всякий случай напоминаю - если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям - это меня очень радует.