История разных стран наполнена именами великих людей, которые навсегда изменили привычную для их современников картину мироустройства. Среди них были цари и полководцы, вожди племен, ученые и философы, открыватели новых земель, а иногда простые люди, волею судьбы вершившие события большого масштаба.
Таким вроде бы простым человеком изначально был казачий атаман Ермак. Интересно, что он никогда не был официальным атаманом донского войска. Происхождение Ермака не очень ясно. Источники дают иногда прямо противоположные сведения. По одной версии Ермак - урожденный Василий Тимофеевич Аленин, родившийся и проведший юность на берегах уральской реки Чусовой. Мол потому он с казаками и вернулся туда в трудные времена, что исходил эти места в юности «вдоль и поперёк». Другая версия всё-таки числит его в «природных» казаках. Легенда гласит, что местом рождения Ермака была донская станица Качалинская. Есть и еще разные варианты его происхождения.
Но что точно известно, что Ермак Тимофеевич был атаманом вольных казаков, причём не только вольных, но и «воровских», с точки зрения властей. Они хозяйничали на Волге, нападали на купеческие караваны и часто не делали различия кого грабить, басурманских гостей или же почти своих православных московитов. Доставалось всем. За это казаков разогнали царевы люди, и часть казаков бежала в Пермские земли, в Предуралье. Там давно уже обосновались промышленники Строгановы, получившие эти земли от государя московского Ивана Васильевича Грозного.
Интересно, что у власти было немного возможностей дотянуться до казаков-разбойников и сурово наказать их. Но, возможно, власть и не хотела делать этого, довольствуясь тем, что теперь казаки были заняты делом и волей-неволей служили интересам государства на этой далекой окраине, крайне нуждавшейся в людях. Такой акцент делаем здесь потому, что в отношении к казакам русская власть всегда применяла двойственную политику, на словах, особенно во внешней политике ругала их за своевольство, а на деле часто поддерживала как естественных союзников.
Как уже было сказано, за несколько лет до этого Иван Грозный подарил земли в Приуралье предпринимателям-промышленникам Строгановым. Но обеспечить государственную защиту царь еще не мог. Именно поэтому, изначально, Ермак с товарищами защищали владения Строгановых от набегов беспокойных соседей, причем платили им за это сами промышленники, а не государство. Затем, опять же на строгановские средства, был организован военный поход за Урал-камень во владения Сибирской татарской орды. При этом, государство в лице царя и официальной властной верхушки опять же ничего про это не ведали.
Очень интересно и значимо, что, завоевав на свой страх и риск соседнее государство, казаки во главе с Ермаком не попытались организовать там какую-либо «казачью власть», то есть основать свое государство. До потомков из глубины веков не донеслось даже намека на это.
Атаман Ермак, победив Кучума, выступал как представитель Руси, от имени московского царя, которому он покорил Сибирь. При этом он «бил челом» о прощении всех вольных и невольных прегрешений казаков и просил принять огромные и благодатные края под «высокую» царскую руку. Этот эпизод русской и казачьей истории интересен самим фактом перехода от обыкновенных «воровских» дел к решению больших государственных задач.
Кстати, по легенде царь Иван IV, не только даровал Ермаку кольчугу в награду за Сибирь, всем казакам прощение, но и жаловал Ермака «князем сибирским», что стремительно сделало простого казака представителем элиты страны. Но здесь важно отметить, что Ермак Тимофеевич всего достиг сам, опираясь исключительно на свои дарования и на своих верных казаков-товарищей, следуя замечательной казачьей поговорке, «сам погибай, а товарища выручай».
Таким образом, Ермак вошёл в историю страны тем, что начал общерусское движение на Восток, открыв эпоху освоения Сибири и Дальнего Востока. История, связанная с Ермаком, удивительным образом отражает уникальность сущности казачества, особенно в контексте взаимодействия его с русским государством. Интересно в ретроспективе прослеживать как, когда и по каким причинам казаки то конфликтовали с царской властью, то взаимодействовали с нею, извлекая пользу для себя и принося такую же пользу государственным интересам.