Найти тему
Андрей Платонов

"Пространство" и "время" Ньютона

Эпиграф - цитата с лукмора: "Даже выросши и ставши учёным с мировым именем, Фейнман не переставал удивляться, как его необразованный отец ухитрялся понимать устройство мира лучше многих профессоров."

Великий Г. Гамов пишет: "Великий Ньютон, по-видимому, первым дал четкую формулировку классических понятий пространства и времени, написав в своих «Математических началах»: «Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным» и «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».

Убеждение в абсолютной правильности этих классических представлений о пространстве и времени было столь сильным, что философы часто считали их априорными и ни одному ученому-естествоиспытателю даже в голову не приходило усомниться в них."

И снова, "на всякого мудреца довольно простоты". Философы и ученые-естествоиспытатели, ведь эти "абсолютно правильные" определения абсолютно абстрактны и бессодержательны. "Математическое время" - это ничего не означает.

Не лучше рассуждает об этих понятиях, которые, по моему убеждению, не имеют физического содержания и относятся к области философии, великий Р.Фейнман: "До 1920 г. картина была примерно такова. «Сцена», на которой выступает Вселенная, — это трехмерное пространство, описанное еще Евклидом; все изменяется в среде, называемой временем." Во-первых,Евклид не описывал физическую природу, а занимался геометрией. Во-вторых, сказать, что все изменяется в среде времени - хуже,чем ничего не сказать.

Почему эти великие люди не видят, что эти слова - туман, маскирующий отсутствие ясной формулировки терминов "пространство" и "время"? Хочется воскликнуть: "А король-то голый!"

Самое интересное, что ньютоновские определения абсолютных пространства и времени в дальнейшем изложении его °Начал", внесших великий вклад в познание окружающего мира, сэру Исааку совершенно не нужны! Он их не использует и не испытывает в них никакой нужды.

Кстати, все это уже высказывал ак. В.Л. Гинзбург в книге "О теории относительности", изданной в 1979 г.: "Для современного читателя метафизический характер абсолютного пространства и абсолютного времени бросается в глаза. Но только через два столетия, после создания теории относительности абсолютное пространство и абсолютное время, понимаемые как нечто неизменное и внешнее, оказались окончательно вытесненными из физики. В то же время критика ньютоновских представлений, об абсолютных пространстве и времени, а также физическое определение системы отсчета, в которых справедливы законы Ньютона содержатся в большом числе трудов..." (Гинзбург ссылается на работы: 1) Эйлер Л. Теория движения твердых тел; 2) Neumann C. Ueber die Prizipien der Galilei-Newton'schen Theorie, Leipzig, 1870; 3) Лауэ М. Статьи и речи).

Все вышесказанное нам очень понадобится при изучении теорий относительности, ведь в них Эйнштейн ототталкивается от абстрактных ньютоновских представлений.

Вот, что об этом пишет Гамов: "Однако в начале XX века стало ясно, что ряд результатов, полученных с помощью чувствительных и тонких методов экспериментальной физики, приводит к противоречиям, если их интерпретировать в рамках классических представлений о пространстве и времени. Это обстоятельство привело одного из величайших современных физиков Альберта Эйнштейна к революционной идее: не существует никаких причин, кроме традиции, по которым классические представления о пространстве и времени следовало бы считать абсолютно правильными; в эти понятия можно и должно вносить изменения, чтобы они соответствовали нашему новому, более точному опыту. Действительно, классические понятия пространства и времени были сформулированы на основе человеческого опыта, почерпнутого из повседневной жизни. Нужно ли удивляться, что тонкие и точные современные методы наблюдения, основанные на использовании высокоразвитой высокоразвитой экспериментальной техники, указывают на то, что старые понятия пространства и времени слишком грубы, неточны и могли использоваться в повседневной жизни и на более ранних стадиях развития физики только потому, что их отклонения от правильных понятий достаточно малы. Не следует удивляться и тому, что расширение области исследований современной науки рано или поздно должно было привести нас в такие области, где эти отклонения весьма велики и классические понятия вообще неприменимы."

Что же продолжим чтение книги Гамова о теориях относительности. Одно только надо поправить сразу: классические понятия прстранства и времени, как они сформулированы у Ньютона, не имеют ничего с человеческим опытом! Никакого " одинакового непожвижного пространства", никакого "равномерного математического времени" в человеческом опыте нет! Есть предметы ("тела"), есть события, процессы ("явления").

Одному мне кажется, что говоря о пространстве и времени, Ньютон говорит не о природе, а об абстрактных представлениях? А Эйнштейн, вступая с ним в дискуссию, доказывает, что эти абстрактные представления не "классические", а искривленные?