Найти тему
МТС Банк

И на себя, и на дядю

Как совмещать свой бизнес и работу по найму

Принимая решение об открытии своего дела, будущий предприниматель не спешит увольняться и терять постоянный источник дохода. Это вполне логично – мало ли, как оно еще сложится со своим бизнесом. Идеальным для многих представляется вариант совмещения: с 9 до 18 вы работник по найму, а в оставшееся время строите свою бизнес-империю, ну или просто делаете первые робкие шаги в мире предпринимательства. Но насколько это возможно в реальной жизни?

Сегодня мы разберем все плюсы и минусы такого сочетания, а главное, узнаем, легально ли вести предпринимательскую деятельность и работать по найму одновременно.

Что говорит закон

Спешим обрадовать всех заинтересованных: законодательство РФ не имеет ничего против предпринимательской деятельности работающих по найму. Ну почти ничего.

Заниматься своим бизнесом (не важно, лично или через доверенных лиц) законодательно запрещено только некоторым категориям людей:

- государственным и муниципальным служащим;

- главам городских администраций, губернаторам, депутатам и другим работникам на «избираемых» позициях;

- военнослужащим и работникам государственных силовых структур;

- адвокатам и нотариусам;

- недееспособным гражданам, находящимся на лечении в наркологическом или психиатрическом диспансере .

Получается, что среднестатистический россиянин, не относящийся к перечню выше, может беспрепятственно открыть ИП или стать учредителем и/или гендиректором своего ООО, продолжая работать по найму.

Более того, вы не обязаны информировать работодателя об открытии своего дела. Сообщать об этом или нет – ваш выбор.

Важно! Есть случаи, когда информировать начальство и получать согласие собственника компании-работодателя необходимо: если вы занимаете руководящий пост на основном месте работы и при этом являетесь учредителем и сотрудником своего ООО. Это требование Трудового кодекса РФ .

Дело в том, что у работника по найму может быть только одно основное место работы, где находится его трудовая книжка. Работа в ООО в данном случае станет работой по совместительству.

С юридическим взглядом на данный вопрос разобрались, теперь давайте поговорим о преимуществах и недостатках совмещения работы по найму и на себя.

Риски и недостатки

Быть ценным кадром на высокооплачиваемой позиции и параллельно развивать свое успешное дело – мечта многих. Более того, опытные предприниматели советуют на первых порах не ставить всё на свой бизнес и сохранять парашют/подушку финансовой безопасности в виде стабильного источника дохода. В реальных условиях жизни это бывает не просто.

Ниже – список трудностей и проблем, с которыми вам вероятно придется столкнуться, если вы останетесь наемным сотрудником при запуске своего дела:

- нехватка времени и сил
Частый случай, когда человек просто переоценивает свои возможности. Свое дело требует не только денег, но и вашего внимания и полноценной вовлеченности в процесс.

- падение рабочих показателей
Даже если вы не информируете своего босса о начале предпринимательской деятельности, спад эффективности вашей работы станет весьма красноречивым индикатором и, возможно, поводом задуматься о вашей профпригодности.

конфликт профессиональных интересов
Если сфера вашего бизнеса пересекается с областью ваших рабочих обязанностей, то почти гарантированно возникнет конкуренция за одних и тех же клиентов. А это уже нарушение профессиональной этики, которая может повлечь за собой следующий пункт.

- риск увольнения с работы
Если вы организовали свой бизнес в той же области, что и ваша компания-работодатель, и ваш начальник об этом узнает, риск увольнения (по соглашению сторон или с вынуждением) высок. Зачем вашему начальству выращивать конкурентов буквально у себя под крылом?

Совет: если ваша предпринимательская деятельность не вставляет палки в колеса компании работодателя и вы не заинтересованы в переманивании клиентов, лучше поговорить с начальством напрямую и сообщить об открытии своего дела. Так ваш начальник узнает подробности из первых уст и не станет изводить себя и вас необоснованными домыслами.
Предположим, вы редактор глянцевого журнала о модных трендах, а в свободное от основной работы времени зарегистрировали ИП и запустили свою линию одежды. Два этих направления не конфликтуют друг с другом и вряд ли вызовут недовольство у вашего босса.

- оплата страховых взносов
Несмотря на то, что компания-работодатель платит необходимые взносы во внебюджетные фонды за вас как за работника, это не освобождает вас от уплаты ежегодных страховых взносов как предпринимателя (иногда работающие по найму бизнесмены об этом забывают). Оплачивать годовые страховые взносы необходимо даже тогда, когда компания простаивает без дела (о тарифах на 2019 год можно прочитать
на сайте ФНС).

Выгоды и преимущества

Сразу скажем, успешно совмещать обязанности наемного работника с предпринимательской деятельностью очень сложно. Но если вас не пугают трудности и вы преуспеваете в этом симбиозе, то однозначно получите следующие бонусы и преимущества:

+ финансовая подстраховка
Требуется от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы бизнес начал приносить стабильный доход (и это мы не говорим о негативном варианте развития событий, когда что-то пошло не так ). Накопленные средства имеют обыкновение уменьшаться, а размер и количество кредитов, наоборот, расти. Стабильный финансовый источник в виде зарплаты по основному месту работы поможет вам оставаться на плаву в трудные времена.

+ социальные гарантии
Трудовой кодекс РФ гарантирует работникам по найму оплачиваемые отпуска, больничные и служебные командировки, а некоторые компании радуют своих сотрудников расширенным социальным пакетом в виде ДМС или дополнительных выплат и повышающих коэффициентов за выслугу лет. В своем бизнесе об этом придется забыть и продолжать вкалывать на благо своей фирмы даже при высокой температуре. Приятно, что на основном месте работы в это время вы сможете официально оформить больничный лист и все-таки позволить себе хоть немного отдохнуть.

+ налоговые вычеты

Если ваш бизнес использует специальный режим налогообложения (например, УСН под 6% по системе «доходы»), то получить какую-либо компенсацию от уплаченных налогов за покупку квартиры, расходов на лечение, обучение и т.д. невозможно. Но так как вы параллельно работаете по найму, где работодатель уплачивает за вас НДФЛ в размере 13%, вы можете претендовать на получение всех полагающихся Налоговым кодексом РФ налоговых вычетов.

+ возможность сэкономить на налогах
Здесь момент неоднозначный. Как мы писали ранее, обычно работодатель не в восторге от ситуации, когда сфера деятельности вашего бизнеса пересекается или полностью совпадает с вашими обязанностями наемного работника. Но иногда руководство компании видит в этом плюсы: им проще продолжить с вами сотрудничество по вашим проектам в качестве ИП, ведь в этом случае налог на доход уплачиваете вы (6% при УСН «доходы» вместо 13% НДФЛ – ощутимая разница). Правда, платить за вас страховые взносы работодателю тоже может статься не с руки, и риск увольнения по-прежнему высок.

Совмещать или не совмещать, вот в чем вопрос

Не спешите с резкими решениями. Еще раз оцените все плюсы, минусы, потенциальные риски и свои возможности.

Сценариев развития ситуации много, но чаще всего спустя какое-то время человек приходит к чему-то одному: либо закрывает свой так и не выстреливший бизнес и возвращается с головой в работу по найму, либо уходит от надоевшей стабильности в свое дело, посвящая ему 100% времени и сил.

А среди ваших знакомых есть те, кто сидит на двух стульях , совмещая найм и бизнес? Поделитесь историями успеха.

PS. В завершение статьи так и хочется напомнить о пословице про двух зайцев, но мы не станем этого делать😊