Найти тему

Ангелы неба Афгана

Если и были в Афганистане ангелы, то это наши винтокрылые машины – вертолеты и те, кто сидел за их штурвалами.

Для бойцов Десантно – Штурмовых Маневренных групп погранвойск вертушки – это было все. Сам вертолет имел короткое и емкое название – борт.

У пограничников были свои авиаполки – Душанбинский и Марыйский. Летали на этих бортах пограничники – вертолетчики.

Они – то и делали всю сопутствующую работу и десант полностью зависел от них. Борты доставляли и высаживали десант на запланированные площадки. От того, как это сделают пилоты, зависело очень многое, зачастую даже жизнь. Борты же доставляли продовольствие и воду, ведь на блоке приходилось стоять иногда несколько дней, а у десанта провизии, а особенно воды, с собой было немного.

Но, самое главное, борты поддерживали десант огнем с воздуха. Они же эвакуировали раненых бойцов. А, чтобы забрать раненого, нужно было посадить машину на землю. Раненых вертолетчики вытаскивали прямо из боя и садиться им приходилось, как правило, под шквальным огнем душманов. А огонь велся не только из стрелкового оружия, часто против вертолетов духи применяли гранатометы. Уничтожение вертушки у них хорошо оплачивалось.

Появление бортов для десанта всегда означало спасение, облегчение жизни и знак того, что они не брошены, о них знают и поддержат. Поэтому я их называю ангелами, нашими ангелами-хранителями.

В Афганистане «бортолетчики» (иногда так мы их шутливо называли) проявляли чудеса храбрости и мужества. Жаль, не знаю всех имен пилотов, которые нам помогали, но некоторых могу назвать, так как эти ребята спасали нашу группу в прямом смысле. Это капитан Калита, который высаживал нашу группу под огнем. После приземления по борту духи выстрелили из гранатомета, выстрел попал прямо в кабину, капитану оторвало ногу.. Это пилот Пашковский, который сев рядом с подбитым бортом, поднял его в воздух (практически без кабины) вместе с пострадавшим экипажем. Борт дотянул-таки до нашего берега Амударьи. Это майор Михаил Зубко, который посадил свою машину под шквальным огнем, чтобы эвакуировать раненых, но борт был прошит выстрелом из РПГ и загорелся. Ведь знал и видел Михаил что творится на земле, что мог запросто погибнуть. Но он, и такие как он, коих было много, не думали о себе, рисковали жизнью, чтобы спасти других… кто же они.. конечно ангелы.

Восхищаюсь героизмом этих ребят. И ведь делали они это не ради наград, да и кто думает в такие моменты о наградах? Выполняли долг, т.е. то, что должны. И как мог Зубко не сесть за ранеными, когда командир боевой группы по рации истошно кричит с просьбой забрать истекающих кровью ребят.. не мог он по-другому. И другие не могли! За каждой боевой наградой стоит подвиг.. и не каждый подвиг был отмечен наградой..