Найти тему
Наталия Княжинская

"Голосовые психотехники" -теория.

Итак!

Ваш голос всегда будет отображать Ваши истинные мысли, Ваше истинное состояние.

Конечно,  работа со звуком  требует тонкого «слышания» и чуткого восприятия. Не всякий психолог имеет музыкальное образование, и не всякий педагог  по вокалу является настоящим психологом.  Однако  сам человек в состоянии научиться чувствовать, ощущать, слышать, отображать свои эмоции в своём звуке. В  моей практике  были интересные наблюдения. Например, я сделала вывод, что нет людей не имеющих музыкального слуха. Каждый, кто заявлял , что не имеет слуха, через некоторое время уже  слышал все неточности своего пения и мог поправить себя сам.  А в дальнейшем, научившись «слушать себя», смог интонировать верно  сразу, без ошибок.

Причин к «неимению слуха» может быть много. У каждого своя, однако, очень  часто это -  «фальшь». Фальшь – ложь- неправда и т.п. Человек поющий грязно по каким то причинам  вынужден говорить неправду!!! Он привык к «фальши»!

Часто «неимение слуха» - это «закрытость».  Нежелание открыть себя. Или «скрытность»...

Иногда   –  внутреннее сопротивление.  Всему этому есть более глубокая причина. И если очень хочется петь, или  как -то работать с голосом, значит пришло время разобраться и решить эти наболевшие проблемы.

Обычно  запрос – хочу научиться петь сопряжён с подсознательным желанием разобраться во внутренних переживаниях. И как стало мне понятно на  опыте практического психолога, консультирование сопряжённое с использованием «голосовых психотехник»  имеет   положительный эффект. Как пишет Фелиситес Гудмен и Нонна Нагуальд: «Голос – самый сильный  и быстродействующий « психотропный препарат», без побочных эффектов". Голос  и дыхание – самые близкие и доступные нам генераторы  транса. Часто мы неосознанно пользуемся этим, но, к сожалению, во вред себе и окружающим. Бывает, что мы, чтобы  «достучаться» до собеседника повышаем голос. Кричим, теряя самообладание  и забываем, что слово, сказанное тихо но уверенно, намного сильнее и доходчивее, чем крик. Срываясь на повышенный тон, иногда бывает сложно остановиться, человек словно ищет выход накопившейся энергии, и находит его в крике на своего ближнего. Это некое трансовое состояние,  неуправляемая  отрицательная  эмоция. Мы понимаем, что сила голоса так или иначе  действует на собеседника, (оппонента),  и пытаемся воздействовать таким способом. После этого, как правило  сам человек обессиливает, становится слабым, вялым, голос ослабевает, теряет яркость, или «садится». Это говорит о том, что  вместе с безконтрольным выплеском энергии мы теряем часть себя. Недаром говорят: «вышел из себя». Но эмоциональный выплеск необходим!  Один из самых лучших способов эмоционального выплеска – творчество! Но если голосовая реакция на эмоцию так часто нужна человеку, то пение или любая иная работа с голосом  - это прекрасный выход. Есть и иные ситуации, когда сдерживающий фактор настолько силён, что мы не в состоянии повысить голос вообще. Или на вопрос « Вы когда ни будь повышаете голос?» человек в недоумении  отвечает: «А зачем? Ведь всё можно уладить и без крика». Это верно. Но всё же человек пришёл с запросом – хочу научиться петь. А при попытке издать звук, голос срывается и не имеет достаточной силы.  В процессе работы становится ясно, что это очень сильное сопротивление против своих эмоций, давно сдерживаемых, недопустимых с точки зрения этого человека. Кричать нельзя, так  как это неприлично. В детстве мне не разрешали и так далее…

А голос просится наружу!!!

Так  иногда бывает, что несмотря на постоянное вращение в социуме, поездках в общественном транспорте, общении на работе,  в компании, человек чувствует  себя одиноким.  Всё это общение выглядит поверхностным, ненастоящим.  Не хватает достаточной глубины, понимания, живого общения. Слова произносимые нами – привычны и стандартны. Мы бессознательно стремимся к новому, но не находим желаемого. Мы ищем общения, что бы поделиться своими мыслями, наболевшим  или поделиться радостью  жизненных открытий. И как же бывает обидно, когда наши привычные комплексы  мешают нам раскрыться перед понравившимися  нам людьми. Наверное,  это происходит по привычке. Нам страшно быть открытыми, так как это не принято в обществе, в социуме. Это может выглядеть смешно, и мы боимся показаться смешными.

Но парадокс состоит в том, что вероятно сейчас и пришло время к открытию себя.