Итак!
Ваш голос всегда будет отображать Ваши истинные мысли, Ваше истинное состояние.
Конечно, работа со звуком требует тонкого «слышания» и чуткого восприятия. Не всякий психолог имеет музыкальное образование, и не всякий педагог по вокалу является настоящим психологом. Однако сам человек в состоянии научиться чувствовать, ощущать, слышать, отображать свои эмоции в своём звуке. В моей практике были интересные наблюдения. Например, я сделала вывод, что нет людей не имеющих музыкального слуха. Каждый, кто заявлял , что не имеет слуха, через некоторое время уже слышал все неточности своего пения и мог поправить себя сам. А в дальнейшем, научившись «слушать себя», смог интонировать верно сразу, без ошибок.
Причин к «неимению слуха» может быть много. У каждого своя, однако, очень часто это - «фальшь». Фальшь – ложь- неправда и т.п. Человек поющий грязно по каким то причинам вынужден говорить неправду!!! Он привык к «фальши»!
Часто «неимение слуха» - это «закрытость». Нежелание открыть себя. Или «скрытность»...
Иногда – внутреннее сопротивление. Всему этому есть более глубокая причина. И если очень хочется петь, или как -то работать с голосом, значит пришло время разобраться и решить эти наболевшие проблемы.
Обычно запрос – хочу научиться петь сопряжён с подсознательным желанием разобраться во внутренних переживаниях. И как стало мне понятно на опыте практического психолога, консультирование сопряжённое с использованием «голосовых психотехник» имеет положительный эффект. Как пишет Фелиситес Гудмен и Нонна Нагуальд: «Голос – самый сильный и быстродействующий « психотропный препарат», без побочных эффектов". Голос и дыхание – самые близкие и доступные нам генераторы транса. Часто мы неосознанно пользуемся этим, но, к сожалению, во вред себе и окружающим. Бывает, что мы, чтобы «достучаться» до собеседника повышаем голос. Кричим, теряя самообладание и забываем, что слово, сказанное тихо но уверенно, намного сильнее и доходчивее, чем крик. Срываясь на повышенный тон, иногда бывает сложно остановиться, человек словно ищет выход накопившейся энергии, и находит его в крике на своего ближнего. Это некое трансовое состояние, неуправляемая отрицательная эмоция. Мы понимаем, что сила голоса так или иначе действует на собеседника, (оппонента), и пытаемся воздействовать таким способом. После этого, как правило сам человек обессиливает, становится слабым, вялым, голос ослабевает, теряет яркость, или «садится». Это говорит о том, что вместе с безконтрольным выплеском энергии мы теряем часть себя. Недаром говорят: «вышел из себя». Но эмоциональный выплеск необходим! Один из самых лучших способов эмоционального выплеска – творчество! Но если голосовая реакция на эмоцию так часто нужна человеку, то пение или любая иная работа с голосом - это прекрасный выход. Есть и иные ситуации, когда сдерживающий фактор настолько силён, что мы не в состоянии повысить голос вообще. Или на вопрос « Вы когда ни будь повышаете голос?» человек в недоумении отвечает: «А зачем? Ведь всё можно уладить и без крика». Это верно. Но всё же человек пришёл с запросом – хочу научиться петь. А при попытке издать звук, голос срывается и не имеет достаточной силы. В процессе работы становится ясно, что это очень сильное сопротивление против своих эмоций, давно сдерживаемых, недопустимых с точки зрения этого человека. Кричать нельзя, так как это неприлично. В детстве мне не разрешали и так далее…
А голос просится наружу!!!
Так иногда бывает, что несмотря на постоянное вращение в социуме, поездках в общественном транспорте, общении на работе, в компании, человек чувствует себя одиноким. Всё это общение выглядит поверхностным, ненастоящим. Не хватает достаточной глубины, понимания, живого общения. Слова произносимые нами – привычны и стандартны. Мы бессознательно стремимся к новому, но не находим желаемого. Мы ищем общения, что бы поделиться своими мыслями, наболевшим или поделиться радостью жизненных открытий. И как же бывает обидно, когда наши привычные комплексы мешают нам раскрыться перед понравившимися нам людьми. Наверное, это происходит по привычке. Нам страшно быть открытыми, так как это не принято в обществе, в социуме. Это может выглядеть смешно, и мы боимся показаться смешными.
Но парадокс состоит в том, что вероятно сейчас и пришло время к открытию себя.