Найти тему
Светлана Морозова

Сюкеево, Волга и марсианские пейзажи

Вопреки всем отговоркам, предостережениям и разговорам о том, что в Сюкеевские штольни летом не пройти, мы это сделали! Когда представится следующий случай побывать там летом - не знаю. Нам сыграл на руку рекордно низкий уровень воды в Волге - при воде выше хотя бы на полметра не стоит и пытаться. Глядя из окна на исчезающие островки и песчаные косы, прячущуюся до лучших времён старинную брусчатку, стоящие уже по колено в воде камыши, могу сказать, что уровень растёт. Это была последняя возможность пройти туда берегом, и мы не могли её упустить.

Вопреки всем отговоркам, предостережениям и разговорам о том, что в Сюкеевские штольни летом не пройти, мы это сделали! Когда представится следующий случай побывать там летом - не знаю. Нам сыграл на руку рекордно низкий уровень воды в Волге - при воде выше хотя бы на полметра не стоит и пытаться. Глядя из окна на исчезающие островки и песчаные косы, прячущуюся до лучших времён старинную брусчатку, стоящие уже по колено в воде камыши, могу сказать, что уровень растёт. Это была последняя возможность пройти туда берегом, и мы не могли её упустить.

Вопреки всем отговоркам, предостережениям и разговорам о том, что в Сюкеевские штольни летом не пройти, мы это сделали! Когда представится следующий случай побывать там летом - не знаю. Нам сыграл на руку рекордно низкий уровень воды в Волге - при воде выше хотя бы на полметра не стоит и пытаться. Глядя из окна на исчезающие островки и песчаные косы, прячущуюся до лучших времён старинную брусчатку, стоящие уже по колено в воде камыши, могу сказать, что уровень растёт. Это была последняя возможность пройти туда берегом, и мы не могли её упустить.Вопреки всем отговоркам, предостережениям и разговорам о том, что в Сюкеевские штольни летом не пройти, мы это сделали! Когда представится следующий случай побывать там летом - не знаю. Нам сыграл на руку рекордно низкий уровень воды в Волге - при воде выше хотя бы на полметра не стоит и пытаться. Глядя из окна на исчезающие островки и песчаные косы, прячущуюся до лучших времён старинную брусчатку, стоящие уже по колено в воде камыши, могу сказать, что уровень растёт. Это была последняя возможность пройти туда берегом, и мы не могли её упустить.

На машине получилось доехать только до деревни Сюкеевский взвоз, а дальше мы отправились на поиски приключений пешком. Дорога вниз к Волге и виднеющийся на ней непонятный объект за забором, обтянутым колючкой, нас смутили, и мы решили искать другой спуск, поначалу даже радовались, что нашли колеи в нужную сторону... Но потом дорога ушла кольцом в противоположном направлении, а мы начали спускаться по оврагу. Долго продирались по глинистым красным склонам через кусты, переползали между упавшими деревьями, прыгали с берега на берег бегущего по белым камушкам ручья и вышли... к обрыву с которого виднелся тот самый объект за забором. И можно было бы расстроиться, если бы не удивительная находка.

Красновато-коричневая звёздочка лепестков, жёлтая лодочка серединки, листья, похожие на ландышевые, только мельче и нежнее... Венерин башмачок! Орхидея, занесена в Красную книгу. Если честно, не думала, что водится в наших краях. Цветок был отфоткан во всех видах, мы были покусаны скучающими без общества комарами и двинулись дальше.

Спустились около того самого забора с колючкой и пошли, доверившись навигатору, вдоль реки вниз по течению.

Высокий обрыв - то чисто глинистый, рыжий, то похожий на слоёный пирог, испещрённый известняком и гипсом, полоска берега то совсем узкая, не больше полуметра, то разбегается широким каменистым пляжем, на котором известняк кажется серым по сравнению с сахарными, похожими на оплывающий под солнцем снег гипсом. Эти куски здесь повсюду: накрепко вмурованые в меловые плиты по берегу, выглядывающие из россыпи укатаных прибоем камушков, возвышающиеся причудливыми резными балюстрадами, достойными дворцов арабских шейхов и индийских раджей. Рыжая от глиняной взвеси волна лижет берег и утёсы, местами промыв их до того, что основание торчит тощей ножкой, неся над собой огромный массив далеко выдающийся над водой.

Игорь ноет, что мы так не дойдём, я скачу с фотоаппаратом у каждого камня и сверяюсь периодически с потерявшим связь навигатором. На нём видно точку, отмеченную как штольни, белую дорогу, с которой мы начали свой путь и синий кружочек нашего положения. Он медленно, но верно приближается к красной капельке метки - мне этого достаточно.

По гугл картам мы на месте. Никаких штолен нет... Интернета нет... Мы решаем пройти дальше, заодно я смотрю единственную сохранённую фотографию входов на телефоне. Высокий обрыв с перемежающимися рыжими и белыми полосками - такой мы уже проходили, но чуть дальше виднеется что-то подобное. Решаем дойти. Вдоль воды идти невозможно - взбираемся на огромные камни - с них виден берег и зияющие провалы входов. Есть! Мы на месте. Через два проёма можно пройти, остальные засыпаны. Садимся передохнуть перед погружением в подземный мир. Сахарную глыбу гипса на берегу с утробным уханьем лижет прибой. Угхххм... Угхммм... В мареве на противоположной стороне виднеется золотой купол и высокие белые башни. Болгар! Оказывается, он прямо напротив.

Заходим. На двоих три фонарика, бесполезный под землёй телефон, две свечки и коробок спичек. 14:30 пишу маме сообщение, ставлю будильник. Контрольное время выхода - 16:30.

Это вам не Сокские штольни - никаких журналов, никаких правил, сыро, пусто, заброшено, жутко. О том, что здесь хоть кто-то иногда бывает свидетельствуют только несколько стрелок на стенах. Мне не по себе, но я иду. Игорь ноет, что у него мокрые ноги, что в кроссовках камушки и вообще здесь холодно. Он очень хотел сюда попасть, но сейчас ему страшно, даже жутко, и он старается не показать этого и говорит о другом, но желание одно - скорее выйти.

33 километра подземелий, сырых и сплошь покрытых чёрной плесенью у входов - сказывается близость воды. Переломанные давним обвалом крепи - в одних штреках сухие, как трут, порыжевшие от старости, в других - осклизлые, мокрые, тёмно-коричневые. Пахнет прелью и плесенью. Поворот, ещё, ещё - становится суше, начинается самое интересное - здесь ходы не засыпаны, крепи подпирают потолок, из груды камней торчит кусок колёсной пары вагонетки. Игорь не выдерживает, очень просит вернуться. Я сдаюсь. Доходим до конца продольного прохода. У стены зияет метровая дыра - свечу фонариком - там плещется голубоватая вода. Не хватало ещё свалиться в такой колодец... Выход. Слева навалена куча мусора. Не стесняясь в выражениях, говорю всё что думаю про наших казанских горе-туристов. Даже пакета нет, чтобы забрать (((

В следующий раз люди появятся здесь не раньше конца ноября, а то и в декабре, когда на Волге встанет лёд. Буквально через несколько дней берег затопит окончательно и по нему будет не пройти.

Ощущение от самих штолен странное. Разочарование что ли... Путь был намного интереснее конечной цели. Иногда так бывает. Но надо вернуться. Уже не в одиночку. Убрать мусор, завести журнал, исследовать дальнюю часть... Нам есть, к чему стремиться. Почему бы не начать?

26.05.2019

Состав группы: Света - 34 года и Игорь - 9 лет.

Время пути от машины до места - 1 час в одну сторону.

Время пребывания в штольнях - 45 минут.