Процедура замены водительского удостоверения по окончании срока действия в последнее время обросла самыми разными слухами. Но разобравшись в этом вопросе, опираясь на Постановление № 1097, становится ясно, что все довольно просто и быстро. Процесс выдачи значительно ускорен. Предусмотрено несколько вариантов подачи документов, что дополнительно облегчает замену. Это можно сделать онлайн, через сайт ГосУслуг, либо с помощью МФЦ, либо через ГИБДД.
Когда надо менять удостоверение?
Стоит обязательно задуматься о том, что пора поменять ВУ, в следующих ситуациях:
- Подошел к концу срок действия. В РФ удостоверение имеет силу в течение 10 лет;
- Произошли изменения в паспорте. Например, смена фамилии, имени или отчества;
- Бланк сильно износился. Хотя это случается нечасто, учитывая пластиковую текстуру удостоверения, но если по каким-то причинам текст стал трудно различим, плохо читаем, то документ подлежит замене;
- Водитель прошел дополнительное обучение и открыл новую категорию к управлению тем или иным видом транспорта. Всего таких категорий 5: А — мотоциклы, В — легковые автомобили, С — грузовой транспорт, D – автобусы, М – мопеды. Кроме того, выделяют еще 6 подкатегорий, а для управления трамваем или троллейбусом предусмотрены категории Тm и Тb соответственно;
- Потеря документа вследствие преступления или халатности. Здесь начать стоит с заявления об утере в ГИБДД для внесения информации в базу данных. Это избавит от дополнительных проблем и облегчит получение нового ВУ;
- Произошли серьезные изменения, связанные со здоровьем, и возникла необходимость внесения новых сведений в документ;
- Другие личные причины.
Три варианта замены удостоверения после того, как истек десятилетний срок
Чтобы быстро заменить документ, который позволит и дальше водить транспорт, необходимо следовать нескольким простым инструкциям. Для удобства предусмотрено три способа замены, и любой человек может выбрать наиболее подходящий:
- Лично обратиться в управление ГИБДД. Совершенно не имеет значения, в какое именно подразделение отправится водитель. Не стоит обращать внимание на место регистрации, лучше выяснить, где меньше всего посетителей и идти именно туда. Или отдать предпочтение филиалу, удобному территориально. Кроме того, практически везде установлены электронные очереди, которые существенно снизили время ожидания;
- Воспользоваться услугами Многофункционального Центра. Туда также необходимо обратиться лично, но опыт показывает, что поток посетителей туда меньше, чем в ГИБДД. Но в этом случае увеличится время на подготовку нового документа, потому как из МФЦ все поданные справки будут перенаправлены в ГИБДД, а затем возвращены. Такая логистика немного продлит сроки получения ВУ. Но чаще всего это длится около 7 дней;
- Воспользоваться сайтом Государственных Услуг. Это исключит необходимость присутствовать лично при подаче документов, т.к. происходит в онлайн режиме на сайте. Но для получения все же придется обратиться в ГИБДД. Гражданин самостоятельно определит удобный адрес.
Какие справки собирать для получения удостоверения при прошествии срока?
Предыдущий документ выдавался давно, прошло уже целых 10 лет, поэтому законодательством предусмотрено предоставление следующих бумаг:
- паспорт РФ или иной документ, удостоверяющий личность;
- квитанция об уплате гос.пошлины;
- предыдущее ВУ;
- медицинская справка, о прохождении комиссии, предусмотренной для водителей. Данный пункт актуален лишь в случае замены по истечение срока прав или изменениях в медицинских показателях, требующих внесения дополнений. В других вариантах не потребуется;
- фотография, если предварительно уточнили, что отсутствует такая возможность сразу при получении. Чаще всего фото делают непосредственно перед выдачей документа.
- заявление о замене. Его бланк можно получить у инспектора МФЦ или сотрудника ГБДД и заполнить в день обращения. Либо написать в свободной форме заранее и передать.
Отсутствие какого-либо документа из перечня является прямым отказом в принятии заявления. Поэтому важно позаботиться о наличии каждого из них. Вряд ли позволительным будет доносить дополнительно недостающее.
Сколько потребуется средств на замену?
При обращении с заявлением о замене документа необходимо приложить квитанцию об уплате пошлины. В 2019г. ее размер составляет 2000 рублей (это регламентировано НК РФ ст.333.33п.43). Но если водитель желает получить новый образец с электронным чипом, то пошлина будет составлять уже 3000 рублей. Тут есть возможность существенно сэкономить, если выбрать подачу документов через портал Государственных Услуг. Скидка будет равна 30%.
Вероятнее всего, потребуется еще минимум 2000 рублей для оформления медицинской справки. Эта услуга не предусмотрена бесплатным медицинским обслуживанием граждан. Но с другой стороны, это позволяет выбрать учреждение, которое специализируется на таких медосмотрах и позволит посетить всех врачей в одном месте и за один рабочий день.
Замена в ГИБДД
Чтобы водителю выдали новое ВУ в подразделении ГИБДД, нужно совсем не много знать о процессе. Водитель лично, вместе с полным перечнем документов, приходит в выбранное отделение, находит окошко с нужной услугой и занимает либо живую очередь, либо электронную. Каждое подразделение имеет свои часы приема заявлений и режим работы, поэтому стоит заранее, в телефонном режиме или на сайте, это время уточнить. Там же можно получить информацию о потоке посетителей и, вероятнее всего, узнать рекомендации, в каком из подразделений можно пройти быстрее.
В случае если с поданными документами все в порядке, водителя сразу направят на фотографирование и впоследствии на получение ВУ. Поэтому можно рассчитывать на выдачу документа в часы обращения. Но это возможно не везде. В последнем случае будет назначен еще один дополнительный день, в который и выдадут ВУ.
Портал ГосУслуг и его возможности
Портал создан для устранения дополнительной бумажной волокиты и экономии времени граждан. Эти плюсы давно оценили миллионы жителей РФ. Если гражданин уже пользовался услугами сайта, то особых затруднений подача заявления не вызовет. Если же обращается впервые, то первым шагом становится регистрация на портале.
Это делается один раз и открывает массу преимуществ не только в замене разных документов, но и, например, в уплате налогов, постановке на очередь в детский сад и многое другое. Для прохождения регистрации необходимы следующие шаги:
- Переходите на сайт gosuslugi.ru и справа ищете, а затем жмете «зарегистрироваться». После этого откроется специальная форма-анкета для внесения данных. Важно заполнить все и не пропустить ни одного пункта. Подтверждаете желание зарегистрироваться нажатием одноименной кнопки. Далее портал запросит подтверждение либо номера телефона, либо адреса электронной почты. Все, регистрация пройдена и создан личный кабинет. Это дает массу преимуществ не только в конкретной проблеме, но и во многом другом;
- Выбираете услугу из списка. На главной странице жмете указатель «Услуги» выбираете «Транспорт и вождение», далее строчку «Водительское удостоверение» и останавливаетесь на «Замене ВУ при истечении срока действия»;
- На этом этапе стоит указать, что получение выбранной услуги («Замена ВУ») будет осуществлено в электронном порядке. В меню будет такой вариант. Далее необходимо заполнить анкету, куда внести:
А) Все требуемые паспортные данные (или сведения о другом документе, удостоверяющем личность);
Б) Данные из прежнего ВУ;
В) Информация из справки (при ее необходимости).
После заявителю будет предложен выбор отделения ГИБДД, где выдается документ лично в руки.
- Портал предложит заплатить пошлину, после получения верно заполненного заявления (сумма составит всего 1400 рублей с учетом скидки за электронный вариант подачи документов);
- Остается лишь посетить выбранное подразделение в назначенное время и получить удостоверение. Это займет от 30 минут до 1 часа.
Услуги МФЦ в отношении замены удостоверения
Ежегодно перечень тех услуг, которые можно получить при обращении в многофункциональные центры, только растет. Таким образом, реализуется принцип экстерриториального обслуживания граждан РФ.
Именно в 2019г. МФЦ уполномочены принимать заявления на замену удостоверения водителей при окончании срока действия документа или его утрате по какой-либо причине. Это регламентировано Постановлением правительства № 797 от 29 сентября 2011г.
Право на эту услугу имеют все граждане РФ вне зависимости от места их регистрации или пребывания. Специалисты МФЦ примут и проверят весь перечень документов, окажут помощь в написании заявления, если таковая потребуется, передадут пакет в ГИБДД, а затем получат документ и вручат заявителю.
Чтобы получить новые права через МФЦ, стоит воспользоваться одним из предложенных способов:
- Обратиться в ближайший центр в порядке электронной очереди к соответствующему специалисту;
- Произвести запись заранее в телефонном режиме либо через терминал выбранного центра.
Процедура замены документа через многофункциональный центр ничем не отличается от подачи через подразделение ГИБДД. Для этого необходимо выполнить стандартные шаги:
- Обращаетесь к специалисту центра, пройдя электронную очередь или по заранее совершенной записи;
- Заполняете заявление, если ранее не написали его в свободной форме, и передаете остальные необходимые документы;
- Как только появится информация о времени и месте получения документа, ее передадут заявителю в виде смс, электронного письма либо телефонного звонка;
- В назначенный день, в часы работы центра, также по предварительной записи или в порядке электронной очереди заявитель приходит и получает документ.
Чаще всего документы находятся в работе до 9 рабочих дней, по истечение которых можно рассчитывать на получение ВУ.
Экзамен при замене прав по истечение периода их действия
До недавнего времени в средствах массовой информации проскальзывали слухи о необходимости сдачи экзамена, как теоретической его части, так и практического навыка вождения. Но согласно Постановлению Правительства № 1097 пункт 29 необходимости в этом нет. Экзамен необходим только в том случае, когда имело место лишение прав на управление транспортным средством вследствие нарушения ПДД и последующим судебным решением для тех, кто был лишен после 01.09.2013г. либо при получении удостоверения впервые.
Как наличие неоплаченных штрафов скажется на замене?
Большинство водителей считают, что им не произведут замену прав в случае наличия задолженности по наложенным штрафам. Но это не совсем верно. В Постановлении №1097 в пункте 23 перечислены все причины отказа в замене. И о штрафах там нет ни слова.
Но все же не стоит обращаться в подразделение ГИБДД, имея просроченную задолженность сроком более 70 дней. Такой период предусмотрен с условием, что нарушитель внесет оплату в течение 60 дней, после того как прошли 10 дней, предусмотренных на обжалование.
Сотрудник ГИБДД вправе наложить дополнительные финансовые санкции на должника, причем в удвоенном размере. Кроме того, в случаях злостных нарушений и долгов заявителя может ожидать арест на 15 суток. Это никак не поможет в вопросе замены прав.
Имея в виду все перечисленное, стоит заранее уточнить наличие долгов по штрафам и оплатить их. Стоит напомнить еще о предусмотренной 50% скидке, в случае уплаты в течение 20 дней после наложения постановления. Поэтому гораздо выгоднее и экономнее оплачивать штрафы вовремя.
Досрочная замена
Опять стоит заглянуть в Постановление № 1097 п. 32, там указаны довольно полезные сведения, говорящие о предусмотренных, наконец-то, плюсах для водителей. Теперь можно поменять документ до срока окончания действия. Когда угодно, но с полным пакетом документов, выбрав способ подачи, гражданин обращается с заявлением и меняет ВУ. Стоит лишь заметить, что дата и, как следствие, период действия начнется с момента получения. Так водители немного потеряют в днях, но будут в удобное время производить смену прав.
Восстановление утерянных прав
Прежде чем приступать к основному перечню бумаг, важным будет в ГИБДД написать заявление об утере. Это делается с целью исключения разнообразных противоправных действий, которые могут повлечь за собой целый ряд проблем. Сотрудниками ГИБДД будут внесены дополнения в базу, и это позволит не переживать о том, что документ попадет в руки преступников.
Для получения дубликата необходимо следующее:
- Заявление об утере. Оно будет действительным и в день подачи. Но все же рекомендуют это сделать заранее. Злоумышленники могут воспользоваться документом в противоправных деяниях, и это повлечет дополнительные проблемы;
- Паспорт или иной документ удостоверяющий личность. Если прописка будет в другом регионе надо подготовить лист временного пребывания;
- Квитанция об уплате гос. пошлины. Внести сумму можно в день обращения, обычно бланки находятся в свободном доступе;
- Медицинская справка (в некоторых случаях, о них ранее говорилось: истек срок или изменились медицинские данные заявителя, о которых необходимо сообщить).
Иногда могут потребовать еще ряд документов, таких как:
- Бумаги об окончании курсов автошколы. Это важный документ, который стоит хранить;
- Фотография. В настоящее время практически во всех подразделениях делают фото в день выдачи, но все же стоит это уточнить в телефонном режиме.
Все сведения из предыдущего документа будут перенесены в новый, в том числе и срок действия. Плюс пометка о том, что это дубликат. Для его получения не нужна ни справка, ни экзамены.
Замена документа, полученного в СССР
С 2019г замена прав, полученных фактически в другой стране, в СССР, производится аналогично замене документа другого государства. Собираются все те же паспортные данные, заявление, медицинская справка. После предусматривается сдача экзамена: теория ПДД, вождение на площадке и в населенном пункте. Этот порядок четко прописан в ПП №1097 п.39 и п.38.
Наказание за замену значительно просроченного документа
Вождение транспортного средства с такими правами приравнено к вождению без таковых. Когда сотрудник ГИБДД остановит такого водителя, будет составлен административный протокол согласно 28 ст. ФЗ №196 ч.1 статьи 12.7 КоАП РФ, предусматривающей финансовое наказание от 5000 до 15000 рублей. Автомобиль заберут на штрафстоянку.
В тех случаях, когда водитель не пользуется автотранспортом в качестве водителя, имея просроченное ВУ, наказание не последует. Поэтому если прошло некоторое время, после того как права потеряли свою юридическую силу, их можно заменить без дополнительных проблем.
О чем стоит помнить при замене ВУ
После того как был выдан документ, стоит прийти в компанию, в которой производилось страхование. Это необходимо для внесения дополнительных сведений. Новый полис ОСАГО и КАСКО оформлять не придется, как и дополнительно платить – это бесплатная услуга и занимает немного времени.
В случае оплаты государственной пошлины в МФЦ уточняйте правильные реквизиты. При оплате другими способами данные будут внесены в автоматическом режиме.
Оригинал статьи:https://b2bmaster.ru/dokumenty/zamena-voditelskogo-udostovereniya-v-svyazi-s-okonchaniem-sroka-2019/