Найти тему
Мужской взгляд

Питание и воспитание или мудрость русского языка

Всем доброго времени суток!

На идею написания этой заметки натолкнул меня один из комментариев в блоге. Кратко суть этого комментария можно выразить так: "женская задача - кормить ребёнка и ухаживать за ним, пока он не может о себе позаботиться самостоятельно; а мужская задача - заниматься его воспитанием". Попробую развить эту мысль, посмотрев на неё с точки зрения русского языка.

В русском языке есть два похожих глагола: "питать" и "воспитывать". Посмотрим на их значения:

  • питать - обеспечивать кого-либо пищей, доставлять необходимые вещества в организм;
  • воспитывать - прививать навыки и характер путём систематического воздействия на ход развития человека.

Все мы в школе на уроках русского языка учили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Для тех, кто успел это благополучно забыть, напомню. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос "что сделать?", а глагол несовершенного вида - на вопрос "что делать?" Например: "нарисовать" - это глагол совершенного вида, а "рисовать" - несовершенного".

Теперь вернёмся к глаголам, которые рассматриваем - "питать" и "воспитывать", и попробуем найти для них формы совершенного и несовершенного вида. Для глагола "воспитывать" это не составит никакого труда:

  • Что делать? - Воспитывать.
  • Что сделать? - Воспитать.

Но вот для глагола "питать" совершенного вида нет. Конечно, мне могут возразить, что достаточно добавить приставку "за" и получится глагол совершенного вида "запитать". Но не всё так просто. Глаголу совершенного вида "запитать" соответствует глагол несовершенного вида "запитывать". Аналогично можно добавить к глаголу "питать" и другие приставки, образовав новые глаголы. Но, эти вновь образованные глаголы будут также иметь совершенный вид. Например:

  • напитать - напитывать;
  • пропитать - пропитывать;

А вот для глагола "питать" форму совершенного вида найти невозможно. О чём это может говорить?

Глагол несовершенного вида указывает на процесс, а глагол совершенного вида - на результат. И то, что глагол "питать" не имеет совершенного вида, говорит о том, что "питание" - это процесс, который не может принести никакого результата, кроме, конечно, поддержания жизнедеятельности. Однако, сама по себе жизнедеятельность - это, строго говоря, не результат, ведь человек должен сделать что-то полезное и для себя, и для людей. Но, для этого он должен быть соответствующим образом воспитан.

Поэтому женщина, которая питает ребёнка грудью, а позже - едой, всего лишь поддерживает процесс его жизнедеятельности. Но, с тем же успехом можно питать кошку или собаку. Или даже растение.

Кстати, если вдуматься, то совершенного вида также не имеет глагол "ухаживать" (о его сути подробно писал здесь). Поэтому, ухаживая за ребёнком, пока он сам не способен ухаживать за собой, женщина опять же поддерживает его жизнедеятельность.

В общем, даже особенности "Великого и Могучего" говорят нам, что женская задача - не столько воспитывать ребёнка, сколько поддерживать его жизнедеятельность, питая его и ухаживая за ним.

А что же глагол "воспитывать"? Вчитаемся в определение: "воспитывать - прививать навыки и характер путём систематического воздействия на ход развития человека". То есть, воспитание - процесс систематический, последовательный. Может ли женщина, гормональный фон которой, а, следовательно, и настроение, постоянно меняется, быть последовательной в своих действиях? Навряд ли. И по этой причине женщина не может воспитывать детей. Питать их и ухаживать за ними - сколько угодно, но не воспитывать.

Поэтому, матери, которые исключают отцов из процесса воспитания детей, хоть путём развода, хоть путём унижения отца, лишают детей отцовского систематического воздействия. Иначе говоря, не дают отцу воспитывать и воспитать детей. Но, лишая детей систематического воздействия со стороны мужчины, они прививают им свою непоследовательность и импульсивность. Особенно от этого страдают мальчики, которым неизбежно рано или поздно придётся ломать себя об колено, изживая в себе эти качества.

Завершая данную заметку, скажу, что в нашем языке скрыта мудрость, которую мы за ежедневной суетой просто не видим. А зря. Ведь она очень жизненна.