SHIROBAKO
Жанр: #сейнен , #комедия , рабочая #повседневность
Выходил: октябрь 2014 ― март 2015
Английское название: "White Box"
Русское название: "Белая коробка"
24 серии + 2 BD Special OVA по 25 минут + 10 BD Special с интервью по 5-20 минут.
Оценка: 9 из 10
Чапек написал "Как это делается" про театр, газету и кино. "Мусашино Анимэйшен" сняли сериал про себя. Про то, как делается анимэ.
Пять подружек в старшей школе составляли анимэ-клуб. Не просто любителей анимэ, но и сами снимали, представив на выпускном вечере небольшую ОАВ про семерых Б-гов. Потом судьба их разбросала в разные стороны. Но поскольку они не оставили своей любви к анимэ и мечты переснять эту ОАВ на более профессиональном уровне — каждая двинулась по своему пути, так или иначе связанному с анимэ-индустрией. Имаи Мидори пошла в колледж учиться на сценариста, Сакаки Шизука сходила на курсы сейю, но пока не получила работы по профилю подрабатывает в баре, Тодо Миса занялась компьютерной графикой, а Миямори Аой и Ясухара Эма в результате оказались в одной и той же, не шибко успешной анимэ-студии. Последняя — в роли художницы-аниматора, а первая, никакими явными талантами не блещущая — одной из помощниц продюсера. Не совсем так, но это наиболее близкое определение. И начались трудовые будни. С проблемами, авралами, радостью, сомнениями, пьянками... в общем, всё как у людей.
Об этом сериале в очень хороших тонах отзывался не один мой знакомый. Да и вообще жанр производственной будь то драма или комедия в анимэ не очень частый гость, хотя в последнее время таких сериалов всё больше. В общем, смотреть или нет — вопросов не возникало. К сожалению, хотя он довышел ещё в марте — по сю пору на русский язык переведено лишь 17 из 24 серий. Но коль уж мне вдруг загорелось его немедленно посмотреть — то и это не проблема: английский-то перевод есть уже давно!
Да, прямо скажем: это не Hataraki Man. Сериал более легковесный. В целом. Но это не дурацкая легковесность, просто в нём меньше зацеплено специфических проблем, практически нет дилемм... Впрочем, с проблемами всё как раз весьма неплохо, но та часть, которая проходит по части психологии — это в основном проблемы неуверенности в себе, "ради чего и почему я этим занимаюсь?" и другие, столь же простые. Не в том смысле, что легко решаемые, а что легко их сформулировать. И, конечно же — море проблем технических, именно связанных с циклом производства анимэ-сериала.
По традиции, сначала несколько слов о том, что меня не радовало. В этом сериале таких моментов буквально три: во-первых, в сущности неплохие, но всё же блёклые опенинги и эндинги. Во-вторых, меня страшно раздражали два персонажа — такие же ассистенты продюсера Хираока-кун и Таканаши-кун. Причём если Хираоке мне просто хотелось откровенно навешать люлей за его манеру работать "на отгребись", то Таканаши-кун — это один из двух самых моих нелюбимых типажей "персонаж-шут", в сущности, ни для чего кроме шутовства не нужный.
Что важно, ненужность Таканаши-куна подчёркивается ещё тем, что все персонажи — на самом деле не однобоки (как и следует для относительно взрослого сериала), и забавные стороны есть практически у всех, и забавные штуки происходят тоже со всеми. С кем-то — совсем чуть-чуть, вроде мелких шуточек о том, что animation supervisor Огасавара (нет, не Сачико) Ринко всегда одевается в госу-рори стиле. Впрочем, оказывается — у неё есть и весьма интересная причина. А некоторые герои, типа того же директора сериалов, или президента — забавные стороны, юмористические эпизодики просто неотделимы от их личности. Но при этом — они делают и множество всего другого, работают, сталкиваются с коллизиями в рамках этой работы, принимают решения, превозмогают даже. То есть на самом деле что хорошо: все эти люди — они более или менее отличаются от "нормальных". Но это совершенно правильно. Нормальных людей не бывает, а наиболее близкие к "норме" скучны, унылы, безлики и неимператороугодны. Эти — талантливы, и каждый со своими тараканами, как оно в жизни и бывает. Нет, не девианты, просто настоящие живые люди. Разве что их забавные стороны подчёркнуты немножко сильнее, чем это в жизни бывает. И второе хорошее: соответственно, юмора там предостаточно и так. Персонаж-шут, который просто шут и более никто и ничто — не нужен.
Но это и всё. А посему перейдём к восторгам, коих тут много. Собственно, если это у нас анимэ про анимэ, то совершенно не удивительно, что тут довольно подробно расписан весь процесс создания сериала. И если мы, как люди соображающие, понимаем, что в сериале задействовано куда больше народу, чем режиссёр, продюсер, художник, звукооператор и сейю — хотя бы потому, что во время эндинга нам показывают целую кучу титров. То вот понимать, кто и что на самом деле делает — уже сложнее. Так же, поскольку мы смотрим серии одну за другой, то нам и кажется, что всё снимается последовательно. Хотя наш опыт взрослой жизни говорит, что всё далеко не так просто. Здесь же показан весь цикл, который проходит весь сериал в целом и эпизоды в частности. Что работа идёт параллельно не только в разных подразделениях, но и над несколькими эпизодами одновременно, в разных стадиях. А ешё, оказывается, существует целая куча того, что в английском языке обозначается выражением milestone. Промежуточных точек, когда какая-то фаза завершается и проверяется. А потом — может опять потребоваться что-то переделать и потом перепроверить. Я честно скажу: кое-какие milestones я могла догадаться сама. Но сколько их на самом деле, и каких — не подозревала.
При этом, даже просто по тому, что исходный сценарий предоставила реально существующая анимэ-студия — то вполне ожидаемо, что они хорошо знакомы с этой индустрией. Что сказывается не только в подробной и со знанием дела демонстрацией процесса (а так же характерных проблем), но и знанием индустрии в том виде, в котором она есть. И ключевые, знаковые произведения, персонажи, игроков этого рынка. Естественно, чтобы не быть обвинёнными в бесконечном product placement и не платить за использование известных брендов — создатели пошли на некоторое искажение названий. Что создаёт целый ворох забавнейших "пасхальных яиц". Случаются и сложноватые (я, к примеру, не всегда могла догадаться, о чём идёт речь). Но забавно это всегда. И мне, анимэшнице со стажем было очень забавно видеть отсылки на великое произведение Ava (явно подразумевающее Eva(ngelion). Или видеть бело-синих постройнее и зелёных покряжистее роботов, работающих на могучей студии Sunup (однозначно узнавая в них земные гандамы и Заку-гандамы в студии Sunrise), а так же слышать про не менее могучую студию T-Bone (Bones)... А уж как я смеялась от операционной системы Ubundows Unlimited! Или от совершенно комедийного вестерна с прорывом директора сериала на встречу с автором манги, по которой сериал снимается! Впрочем, парочка сейю согласились ничего не менять, и Накахара Маи вместе с небезызвестной Ито Шизукой озвучивают не только персонажек сериалов внутри сериала, но и сами себя. Т.е. сейю, которые по ходу сериала озвучивают персонажей из снимаемых по ходу сюжета "внутренних" сериалов.
Кстати, сериалов за эти 24 эпизода было "снято" два. Причём что забавно — за первые 12 эпизодов "снят" сериал из 12 эпизодов. Однако не по одной серии за серию. Сами сериалы — первый довольно дурацкий (впрочем, BD-Special, который представляет собой первую серию этого "внутреннего" сериала я таки собираюсь посмотреть). Второй — несколько более серьёзный. Но и здесь не обошлось без забавности: там в довольно близком к катастрофе (но не мрачно-апокалиптическом) мире действует сводный отряд из девушек-пилотов-истребителей. Что забавно — это набор. Ладно, без американки было низя. Хотя над ней неплохо постебались, сделав из неё довольно тупую ковгёрл. Но как же без развесистой клюквы? И в результате у нас появляется пилот Татьяна на МиГ-23, мечтающая после войны вернуться к бабушке и навернуть борщеца и кашки! Немного удивила итальянка... Но что привело меня в буйный восторг — это сдержанная (да ещё с длинными прямыми волосами!)... еврейка! Просто шик!
Однако к чему я это заговорила? Это я к вопросу съёмок сериалов. Понятно уже, что оно всё не только с юмором, и не только со знанием дела. Оно действительно довольно серьёзно. И часто происходят ситуации, когда ты вместе с героями в сущности и не знаешь, как разрешить возникшую проблему. Потому что в реальной жизни одним гамбаримасом решить получится не всякую. А бывают и совершенно шикарные моменты, когда что-то приходит к какому-то завершению, можно сказать — катарсису. И ты вместе с героями видишь результат всех этих трудов и мучений — и просто не можешь не улыбаться и не плакать счастливыми слезами вместе с ними. Однако и это не всё.
Я не раз говорила, что сериал хотя и весьма юмористический, и довольно легковесный, но с большим знанием дела и реалий. Вот и ещё момент, который меня порадовал. Да, это в сущности пачка спойлеров, но я считаю необходимым их упомянуть. Понятное дело, что просто по закону жанра все пять девушек в конечном счёте будут работать вместе. Иначе было просто нельзя. Но. Сериал про семерых Б-гов так и не снят. И более того:
Ладно, Миямори-сан и Ясухара-сан очень быстро оказываются в "Мусаши", каждая на своём месте. Но вот Тодо-сан — год рисовала автомобильные колёса. А потом, с большим трудом перейдя в другую компанию... Казалось бы — вот! У нас второй "внутренний" сериал — про самолётики. Тут-то её и подтянут. Но... долгое время "Мусаши" справляется силами собственных компьютерных художников, и Тодо-сан всё равно рисует какие-то совершенно другие заказы! А что Имаи-сан? Она стала сценаристом второго "внутреннего"? Да ничуть. Впрочем, работу в "Мусаши" она получила, но совсем другую — работу технического консультанта. Т.е. человека, который находит нужные факты: где можно посмотреть на дизельэлектровоз, соответствующий времени. Какая дальность полёта у того или иного истребителя... И так далее. А уж что Сакаки-сан должна была получить роль во "втором" — это все же понимают! Опять же нет. В жизни отнюдь не всё так гладко, и хотя она была второй претенденткой на одну из ролей, но всё же второй. И её "прокатили". Впрочем, запомнили, и когда в последних двух сериях понадобилось внезапно ввести нового персонажа — про неё таки вспомнили, так что маленькую роль она таки получила. Но довольно неожиданно. В общем, всё как в жизни и бывает.
Реально, не смотря на всю видимую лёгкость и некоторую гротескность — сериал не только смешной, но и очень жизненный. Причём сразу по двум аспектам: он и познавателен, "внутренняя" кухня анимэ-индустрии тут расписана в деталях и красках. И в смысле проблематики, не только связанной с анимэ, но и с любой взрослой самостоятельной жизни, выбора, и что особенно важно — жизни в профессии. Тех случайностях, о которых в детстве и не догадываешься, а во взрослой жизни — их, оказывается, полно. И неслучайностях, про которые в детстве не задумываешься, но мир, оказывается, так устроен, что какие-то вещи сами собой случаются... А для каких-то, оказывается, вероятность крайне мала и вряд ли ты попадёшь именно в эту маловероятную, пусть и желанную ситуацию. Или запросто минешь одну маловероятную, а другая — из многих раз наоборот случится в самый неподходящий момент. Ибо такова жизнь. Что, согласитесь, очень хорошо — хорошо, что это показано.
В результате — натурально отличный, весьма лёгкий и одновременно неглупый, познавательный, да и просто захватывающий сериал про вполне взрослые трудовые будни. Смотреть и пересматривать. Балл сняла по совокупности, но в основном из-за двух раздражавших персонажей.
#аниме обзор