Скоро состоится уникальное книжное событие - первый Самый Страшный Фестиваль, который пройдет под девизом "Ужас, что мы творим!" Он состоится 31 октября в городе на Неве. Планируете посетить?
Основной площадкой проведения фестиваля станет книжный супермаркет Буквоед на Невском, 46.
Организаторы анонсируют конкурс "Самые страшные чтения", конкурс "Фото с книгой", конкурс Хэллоуинского костюма, встречи с авторами, редакторами, составителями серии "Самая страшная книга", вручение "Самой страшной премии" в области литературы...
Интерес современного читателя к остросюжетной литературе очень велик – это ни для кого не секрет. Почти все авторы стараются «закрутить» сюжет так, чтобы у читателя не осталось желания отвлечься на сериал, компьютерную игру или…уснуть. Да, в одном из интервью Юлия Селиванова, руководитель направления современной прозы издательства Эксмо в шутку сказала, что книге приходится бороться с главным конкурентом – сном. В том смысле, что день читателя расписан до минут, и ему нужна действительно веская причина, чтобы открыть книгу.
С хорошей книгой в жанре хоррор вы точно не уснете.
Хоррор в России сейчас переживает расцвет. Кто-то жалуется на падение тиражей, а кто-то пишет хоррор.
Самая страшная книга была представлена на прошедшем Петербургском книжном салоне, зажигает и на фестивале Красная площадь. Новые имена и внимание критиков - что может быть интереснее?
О русском хорроре и «Самой страшной книге» мы говорили с Михаилом Парфеновым – идейным вдохновителем серии «Самая страшная книга», и Ириной Епифановой – редактором издательства Астрель-Спб, бессменным членом жюри Самой страшной книги и Чертовой дюжины.
Первое, что меня интересовало – русский хоррор, он вообще есть? Или это выдумка? Еще несколько лет назад это казалось совершенно невозможным. Оспорить лидерство западного, европейского хоррора – неслыханно.
Ирина Епифанова: О, это тема для отдельного разговора, очень обширная. Если вкратце, то в русском хорроре присутствует обширный фольклорный пласт, не все 100% авторов к нему обращаются, но он тем не менее есть и бывает активно задействован, например, в историческом хорроре. Чувствуется влияние классической литературы, того же Гоголя как одного из отцов-основателей русскоязычного хоррора (не забудем также А. К. Толстого, Грина и т. д.). Ну и влияние западных классиков, и современных, и не очень, от Лавкрафта и По до Кинга и Баркера тоже чувствуется, потому что большинство наших авторов хоррора новой волны — люди 30—40 лет, которые, что называется, росли на этой литературе, да и авторы постарше не обошли её своим вниманием.
Современный русский хоррор — очень свободно дышащий, не скованный рамками и активно развивающийся жанр. Возможно, это отчасти связано с тем, что он долгое время находился в опале. Интерес издателей к этому жанру был весьма умеренным, среди авторов ужастиков считалось, что шансов опубликоваться в этом жанре ничтожно мало. Это и создавало свободу творчества: если, мол, всё равно не опубликуют, то можно экспериментировать, пробовать, писать без оглядки на массового читателя и издательский формат. В результате стало появляться много новых имён и самобытных текстов. Собственно, во многом именно поэтому мне этот жанр близок и интересен.
Михаил Парфенов: Программой-максимум для меня было и остается формирование такой серии, которая стойко ассоциировалась бы у читателей с понятием "русский хоррор". Чтобы люди, желающие почитать что-то этакое, четко понимали, какую серию им надо искать. В общем-то, мы неплохо так продвинулись в этом направлении. Сейчас, мне кажется, мы постепенно эволюционируем в нечто очень интересное, превращаемся в этакого «коллективного Стивена Кинга».
- Тогда встает вопрос об одном из самых успешных российских хоррор-проектов – «Самой страшной книге». Как получилось, что группе малоизвестных на тот момент российских авторов удалось убедить издательство издать сборник?
Ирина Епифанова: История была такая: в 2013 году мне прислал письмо писатель, создатель ряда сайтов, посвящённых хоррору, и в целом человек, положивший много сил на развитие литературы тёмных жанров, Михаил Парфёнов (он же Парфёнов М. С.). Михаил рассказал об интересном начинании группы энтузиастов: сетевом конкурсе рассказов в жанре хоррора, где судьями выступили не какие-то литературные мэтры, не критики, не издатели, а рядовые читатели, поклонники ужасов. По итогам первого конкурса был сформирован сборник рассказов, который чуть позже был издан под названием «Самая страшная книга 2014» и лёг в основу серии «Самая страшная книга».
Мне этот проект был интересен в первую очередь как читателю. Я сама люблю этот жанр (в идеале я вообще стараюсь выбирать для работы только те книги, которые хотела бы видеть у себя дома на полочке). Мне не хватало хорошей хоррор-литературы на русском языке, и очень радостно, что удалось в меру сил поспособствовать расцвету этого жанра на нашей почве и стать свидетелем появления новых ярких и талантливых авторов.
Михаил Парфенов: История «Самой страшной книги» как издательского проекта началась после того, как была издана самая первая, «Самая страшная книга 2014». Тираж составил 2 тысячи экземпляров, издана антология была на дешевой бумаге в более чем скромном оформлении, не все рассказы - объективно - были там хороши (хотя несколько по-настоящему классных имелось), авторы этих историй на тот момент не были никому известны. И все-таки книга оказалась успешной и продалась за считанные месяцы, после чего был напечатан дополнительный тираж, еще две тысячи экземпляров. Это по нынешним временам, да с учетом всех перечисленных нюансов - успех. Тогда я спросил нашего редактора Ирину Епифанову, не стоит ли попробовать издать еще одну такую книгу. Нам дали «добро». И тогда же мы с Ириной уже предварительно обсуждали будущее - я мечтал о том, чтобы эта книга положила начало серии. Мы осознавали недостатки нашего "первого блина", так что было важно сделать следующую, «Самую страшную книгу 2015» лучше. И это нам удалось - на мой взгляд, ССК-2015 и по сей день остается одной из самых мощных антологий в нашей серии. Собственно, ее успех позволил нам двигаться дальше.
- Интересно, но серия «Самая страшная книга» давно вышла за рамки антологии. В ее «стенах» успешно живут и переиздаются авторские сборники и романы. Выиграл ли проект от смешения малой и крупной прозы?
Михаил Парфенов: очень часто то, что мы делаем, является экспериментом. С одной стороны, так и должно быть, так как я и хочу удивлять читателей, с другой стороны - у нас были свои неудачи. Мы стараемся делать из своих ошибок правильные выводы - и вроде бы получается. За эти годы мы, например, значительно улучшили оформление - по сравнению с первыми ССК-антологиями. Или вот наша линейка романов: первая книга в ней - увлекательный и неплохо написанный «Фаталист» Виктора Глебова - в продажах провалился, но мы не поставили крест на этой книге, и далее у нас сначала вышли и неплохо продались «Скелеты» Максима Кабира, а потом «Вьюрки» Дарьи Бобылевой и вовсе стали бестселлером. Судя по всему, должен разойтись и «Рассвет» Олега Кожина (новеллизация одноименного фильма). Значит, линейка романов в итоге в рамках серии прижилась.
Что получается? У нас в рамках одной серии выпускаются сейчас: а) антологии-альманахи ССК 2014-2019, сейчас идет отбор в ССК2020; б) тематические антологии (цикл «13...», «Хеллоуин» и другие тоже будут); в) авторские сборники («Запах», «Зона ужаса», «Чертовы пальцы», грядущие «Призраки» Кабира); г) романы. А хиты серии переиздаем в покет-формате. Экспериментируем в других областях - подарочные издания, комиксы или вот те же новеллизации. Плюс куплен опцион на экранизацию одного из наших рассказов и на самом деле это скорее всего лишь первая ласточка.
Ирина Епифанова: Мне кажется, да, любое расширение границ на пользу. Некоторым молодым авторам стало тесно в рамках малой формы, и они доросли до романов, я сейчас в первую очередь имею в виду Максима Кабира и его «Скелеты», вышедшие в свет осенью прошлого года. Другие не спешат замахиваться на романы, но у них накопилось рассказов в достаточном для выхода персонального сборника количестве (Михаил Парфёнов и Дмитрий Тихонов). Ну и поскольку хоррор в России жанр достаточно молодой (если говорить во всяком случае о его коммерчески успешной составляющей), то у нас получилась такая своего рода творческая лаборатория, где авторы проходят путь от новеллиста-дебютанта до автора масштабных романных полотен. Когда всё это происходит у тебя на глазах, наблюдать за этим ужасно увлекательно.
- Ирина, как постоянный член жюри ССК - какие тенденции замечаете? Хоррор изменяется? Грамотных авторов становится больше?
Ирина Епифанова - Да, конечно, изменяется, и да, грамотных авторов становится больше. Самый первый сборник «Самая страшная книга 2014» был довольно эклектичным. Там были тексты и уже состоявшихся авторов (некоторые из них решили попробовать силы в новом для себя жанре), и совсем-совсем новичков, и тех, кто впоследствии вовсе отошёл от хоррора. Сами тексты по качеству тоже были очень разными. Сейчас общий уровень текстов выровнялся, сложился некий постоянный костяк авторов, чьи рассказы читательское жюри отбирает вслепую из раза в раз. Однако это не значит, что новичкам не пробиться, в каждой ежегодной антологии стабильно появляются 4-5 новых имён.
Что же касается тенденций: пару лет назад в рамках ССК вдруг возникла мода на исторический хоррор, когда чуть ли не половина рассказов в ежегодниках (а также на сетевом конкурсе «Чёртова дюжина», где я уже тоже несколько лет судействую) была основана на историческом материале. Сейчас эта мода, кажется, проходит, и стало больше бытового, психологического хоррора, где мало сверхъестественного, и ужас заключён во вполне обыденных поступках, казалось бы, нормальных людей.
Ещё из того, что могу отметить: увеличился средний объём рассказа ужасов. Если раньше в сборники попадало немало миниатюр, коротких текстов страниц на пять, то сейчас редко встретить в итогах конкурсного отбора рассказ менее 1 авторского листа. Возможно, дело в том, что авторы пытаются создать убедительный и правдоподобный мир, проработанные декорации, то, что позволит читателю испытать эффект погружения в текст. И, судя по всему, читателями это востребовано.
Беседу вела: Евгения Кретова
(Ранее материал опубликован здесь)
Понравился материал? Не забывайте ставить "Пальчик вверх", а также подписываться на канал - здесь мы говорим о книгах и не только!
Вам также может быть интересно:
Что почитать в отпуске? От романтических комедий до "Добрых предзнаменований"
Проект "Альтераты" - то, о чем вы еще не слышали
Писательское закулисье - как я пишу детективы