На физтехе нашего университета астрономия - предмет по выбору, то есть даже не на десятом месте по важности. Часто студенты вспоминают о том, что он есть, лишь ближе к концу мая, когда отмахнуться от зачётной недели, как от внезапного ливня летним днём, уже не получается. И те немногие лица, которые запомнились с лекций, вдруг начинают теряться в толпе незнакомцев.
Впрочем, это меня не смущает. В век технологий и спешки, быть может, совсем не обязательно бывать на аудиторных занятиях. Можно изучать материал в транспорте, во время обеда и даже лёжа в кровати под тёплым одеялом. Главное - проникнуться.
-В каком веке родился Александр Сергеевич Пушкин?
- Эмм..
- Подсказываю, то был 1799 год
- В 19-м.
- А если подумать?
- (быстро, но растерянно) в 20-м.
Когда я сам был студентом, у нас не принято было серьёзно относиться к зачётам. Чтобы их получить, часто было достаточно просто прийти в нужный день в нужное место, или же посещать лекции в течение семестра. И лишь некоторые преподаватели тратили на нас своё время, составляя списки вопросов, организуя тесты или беседы. А теперь я оказался как раз таким.
Прежде всего, потому что это интересно. Когда ещё представится возможность массово пообщаться с более молодым поколением? Кроме того, поскольку к зачёту они обычно не готовятся, это шанс оценить действительный среднестатистический, так сказать, "голый" уровень астрономических представлений у людей этого возраста. И лучше продумать собственную стратегию преподавания на будущее.
Понятно, что большинство из них далеки от предмета. Иногда, может быть, из-за того, что они даже и не приходили. Здесь, на зачёте, у меня есть последний шанс заинтересовать, обратить внимание на то, что некоторые обыденные явления имеют астрономические корни. И меня будут воспринимать, потому что разговор ведётся с глазу на глаз. Способность запоминать обострена: может быть, послушаешь, повторишь и получишь зачёт.
В таких условиях обычно нет никакого смысла углубляться в дебри. А вместо этого - обратить внимание на ключевые астрономические представления, связанные с повседневностью. Отлично подойдут вопросы-индикаторы - о причинах смены дня и ночи или времён года.
- За какое время Земля обращается вокруг оси?
- За 23 часа и 56 минут
- А почему тогда в сутках 24 часа?
- ... Округлили!
Социологические опросы показывают, что на теме смены времён года может споткнуться каждый далёкий от астрономии человек. Например, Дмитрий (Гоблин) Пучков. Поэтому проговорить эти аспекты ещё раз и смоделировать в голове различные ситуации для гипотетических планет не будет бесполезным.
Если вы желаете "завалить" студента наверняка, то стоит попросить его рассказать о том, как устроен григорианский календарь, по которому мы все сейчас живём. В лучшем случае, они вспомнят о високосных годах. Но ведь это юлианская система, а дальше что? Чтобы "добить", можно вспомнить о координационных секундах. Всё это - повседневность, и всё это завязано на космических движениях нашей планеты. Заставляет задуматься и углубиться.
Чаще всего они волнуются, как и мы когда-то. Обычно вежливы. До тех пор, пока ситуация не начинает выходить из под контроля. Реакция на "незачёт" может быть разной. Начиная от мягких просьб дать дополнительный допрос до проклятий и хлопанья дверьми. Эти эмоции можно понять: несерьёзное вдруг оказалось настоящим.
Стараясь сравнить нынешних студентов с "собственным поколением", мы всегда преувеличиваем, когда думаем, что беспредел начинает зашкаливать. Но если вспомнить, "ещё один билет", хлопанья дверьми, "наезды" на преподавателей встречались и у нас. Не часто, но бывало.
Они, конечно, самые умные.
-Планеты земной группы и гиганты - это понятно. Но что такое сверхземли? А горячие Юпитеры - это ведь вообще чушь какая-то...
Вопросы экзопланет волнуют. Много-много далёких миров, не похожих на Землю. А тёмное вещество и тёмная материя, определяющие характер нынешней Вселенной? Всё это заставляет иначе воспринимать окружающую нас Вселенную.
Принимая зачёт в виде индивидуального разговора, мы стараемся в последний раз "зацепить". Надеюсь, когда-нибудь получается.