Найти тему
muntaqa.info

Маликитский фикх: Подробности о посте шести дней месяца шавваль

1. Пост в первый день шавваля, то есть в день Праздника разговения, запрещен (харам).
2. Пост шести дней шавваля
нежелателен (макрух) для того, кто соблюдает его публично, держит его последовательно сразу после дня праздника, и за чьим образом действий следуют простые мусульмане, так как они могут подумать, что это обязательное продолжение рамадана.
3. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто считает его обязательным, так как это
нововведённое положение.
4. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто
считает сунной держать его в дни, которые идут сразу за днем праздника.

Писал большой маликитский правовед шейх Шихабуддин Ахмад ибн Ганим ан-Нафрауи аль-Малики: «Пост в течении года может быть разных видов… Может быть запретным, как пост в дни двух праздников, может быть нежелательным, как… пост шести дней шавваля для того, за кем следуют, или кто убежден, что у него не желательное положение».
См. «Аль-Фауаких ад-дауани», 1/312.

Писал шейх Мухаммад ибн Ахмад ад-Дусукы аль-Малики: «Также если убежден в том, что сунна (- держать его последовательно, присоединив к рамадану), то держать его ему будет порицаемо, независимо от того, делает он это публично или нет».
См. «Хашия ад-Дусукы аля аш-Шарх аль-кабир» 1/517.

4. Если постящийся не убежден в том, что этот пост обязателен, не считает, что желательно его держать последовательно сразу после рамадана, и не держит его публично, а держит наедине сам с собой, то может рассчитывать на награду, которая обещана в хадисе о посте в шесть дней шавваля.
5. Можно не соблюдать последовательность в шести днях поста.
6. Держать их в середине шавваля лучше, чем в начале, поскольку так будет меньше вероятность поспособствовать
нововведению.
9. Держать их не в шаввале еще лучше, чем в шаввале. И лучше всего держать их в первые девять дней месяца зуль-хидджа. Поскольку пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул шавваль не потому, что этот пост ограничен месяцем шавваль, а потому, что в шавваль людям его держать будет легче, так как они уже привыкли к посту за время рамадана. И в какое бы время года человек ни отпостил шесть дней, они послужат дополнением к его посту рамадана, и его положение будет таким, будто бы он держал пост весь год. А наилучшие дни в году для дополнительного поклонения —
первые десять дней месяца зуль-хидджа, в десятый из которых запрещено держать пост. Такое понимание подкрепляется тем, что имам Малик застал множество ученых из табии табиинов в Медине, и среди них не было принято держать шесть дней поста после рамадана.
10. Можно совмещать пост шести дней шавваля с постом в те дни, когда пост желателен по причине наступления определенного периода времени.

Писал выдающийся правовед Мухаммад аль-Хаттаб ар-Руайни аль-Магриби аль-Малики:  «Сказал (Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф) аш-Шабиби: «… А если человек держит этот пост наедине сам с собой, то не будет нежелательным для него пост этих дней. И желательно держать пост этих дней не в шаввале, чтобы достичь цели, которая заключается умножении этих дней и дней рамадана так, чтобы получилось (нужное) число дней… Шавваль упомянут для того, чтобы облегчить это дело для исполнителя, поскольку он уже привык к посту, а не потому, что правовое положение ограничено именно шаввалем. И если он будет держать этот пост в месяце зуль-хидджа, то это лучше для него, поскольку он выполнит желаемое и при этом воспользуется достоинством тех дней, и убережется от того, чего опасался Малик». 
… И сказал (Ибн аль-Араби аль-Малики) в «аль-‘Арида»: «Присоединение поста к первым дням шавваля очень нежелателен, поскольку люди стали говорить: «Это проводы рамадана». Как рамадан не положено встречать, так же не положено и провожать. И в то же время, кто держал пост в рамадан и еще в шесть дней, тот однозначно подобен постящемуся постоянно согласно словам Всевышнего: «Кто явится с праведным деянием, тому будет десять подобных». (Скот, 160) Будь это в шаввале или в другом месяце. И если в другом месяце, то это лучше, а в середине шавваля лучше, чем в начале, и это ясно. Так безопаснее в отношении шариата и лучше устраняется нововведение».
См. «Мауахиб аль-Джалиль» 2/414.

11. Если у кого-то остался долг за пропущенные дни рамадана, то ему нежелательно (макрух) держать всякий дополнительный пост прежде возмещения рамадана. Поскольку так человек откладывает обязательное дело. Но если он будет держать дополнительный пост, в том числе «шести дней шавваля» прежде возмещения рамадана, то этот пост будет действителен.
12. Кто начнет день поста и намеренно прервет его без приемлемого оправдания, тому обязательно его возместить. А кто прервет день этого поста, имея приемлемое оправдание, тот не обязан его возмещать.

Писал шейх Ахмад ад-Дардир аль-Малики: «Нежелательно держать дополнительный пост прежде поста по обету, в котором не конкретизировано время, или прежде возмещения, или искупления постом».
См. «Хашия ад-Дусукы аля аш-Шарх аль-кабир» 1/518.

Пишут авторы Кувейтской энциклопедии фикха: «Если дополнительное дело является поклонением, вроде намаза или поста, то у ханафитов и маликитов, если начал его делать, то обязательно (уаджиб) довести до конца, а если нарушил, то обязательно возместить… Но маликиты обязуют возмещением только тогда, когда нарушение было намеренным, а если у него было приемлемое оправдание, то нет обязанности возмещать».
См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 12/160.

13. Не положено начинать этот пост замужней женщине без разрешения мужа, если муж нуждается в ней. Если не нуждается, то можно. И он вправе прервать ее пост, если она начала его без разрешения. См. «Мауахиб аль-Джалиль» 2/453.


Источник: Вопросы о посте шести дней шавваля

Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai
Фейсбук: https://www.facebook.com/muntaqainfo
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh